Мы живем в век информационных технологий. Вереница электронных гаджетов с похожими названиями- айфоны, айпэды, айподы, смартфоны - вызывает легкое головокружение у взрослых и восторг у детей. Противостоять этому информационному нашествию невозможно, поэтому остается только одно - придумать, как использовать новинки технического прогресса в разумных целях. Если речь идет о детях, то разумно - это значит на благо ребенка, то есть для его развития и обучения.
В последнее время
психологи все чаще говорят об изменении характера детских игр: современные
дошкольники все меньше играют в традиционные детские игры (в семью,
школу, в различные профессии), и все больше времени проводят за компьютером. С
одной стороны, это оправданно, потому что именно так ребенок осваивает навыки,
которые необходимы для нормальной адаптации к современному миру информационных
технологий. Представим на минутку, что какими-то
нечеловеческими усилиями нам удалось оградить ребенка от компьютера и прочих
электронных устройств. Что же в результате? Он будет чувствовать себя так, как
раньше чувствовал бы себя неграмотный ребенок среди умеющих читать сверстников.
С другой стороны,
вместе с повышением компьютерной компетентности детей мы имеем целый ряд негативных последствий: обедненная речь,
повышенный уровень агрессивности, ухудшение зрения, нарушение осанки и, наконец, компьютерная и
Интернет-зависимость. Поскольку, как известно, «дети - наше
будущее», все эти негативные последствия не могли оставить равнодушными
специалистов, работающих в области детского развития. Уже давно детские
психологи, педагоги и специалисты в области информационных технологий
думают о том, как по максимуму использовать преимущества компьютера и уменьшить
его нежелательное влияние на детей. В результате появились специальные
компьютерные игры: обучающие и развивающие. Их важное преимущество заключается
в том, что они разработаны с учетом возрастных особенностей и потребностей
детей. Также эти игры воплощают в себе все достоинства реальной детской игры,
например, ребенок может сам придумывать и изменять игровой сюжет. Вдобавок к
этому компьютерные игры предоставляют практически бесконечный набор игровых
средств, что позволяет детям максимально использовать свою фантазию и
воображение. Например, если в реальности ребенок может рисовать, используя
карандаши, краски, фломастеры с ограниченным набором цветов, то в компьютерной
игре ему доступна практически бесконечная палитра цветов с многообразием
всевозможных оттенков. При этом даже дети, не умеющие рисовать, могут создавать
композиции, используя готовые изображения геометрических фигур, сказочных
персонажей и декораций.
Отдельный вид компьютерных программ для детей
предназначен для того, чтобы научить детей конкретным учебным действиям,
которые понадобятся им в школе. Например, есть игры, которые знакомят детей с
числами и простыми математическими операциями, с буквами алфавита и правилами
образования слов. В основе обучающих программ лежит принцип "обучать развлекая".
Компьютерные технологии позволяют использовать в процессе обучения яркие
изображения знакомых ребенку предметов и сказочных персонажей. Правильные
действия детей подкрепляются звуковыми и визуальными сигналами. Благодаря этому
дети без внешнего принуждения усваивают навыки, необходимые для дальнейшей
учебы в школе.
Несмотря на все
перечисленные преимущества, использование компьютерных программ требует внимательного и
осознанного отношения со стороны взрослых, которые несут
ответственность за процесс развития и обучения детей. Для этого нужно помнить о
нескольких важных моментах. Первое требование касается возраста детей. Специалисты не рекомендуют
начинать использовать компьютерные игры до достижения ребенком возраста 5 лет.
Почему? Во-первых, в виртуальной среде дети имеют дело не с реальными
предметами, а с их обозначениями: их нельзя подержать в руках, ощутить их
тяжесть, бросить. Поэтому у ребенка могут формироваться отличающиеся от
действительности представления о некоторых предметах. Также замедляется формирование
так называемой знаковой функции сознания, благодаря которой
ребенок может различать реальные объекты и «знаки» (обозначения объектов).
Во-вторых, слишком раннее увлечение компьютерными
играми может неблагоприятно влиять на формирующуюся эмоциональную и волевую
сферы психики ребенка. Для нормального развития эмоций и чувств
в дошкольном возрасте абсолютно необходимым условием является возможность
непосредственного общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Взрослый
способствует пониманию ребенком своих переживаний, когда называет их словами,
например: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да?
Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях?» Также взрослый обращает
внимание ребенка на переживания сверстников. Наблюдая выражение чувств
другого человека по отношению к себе, ребенок и сам учится выражать свои
чувства. Сидя за компьютером, ребенок также испытывает различные эмоции
(удивляется, радуется, огорчается, пугается), но он не замечает их, и
компьютер, в отличие от живого человека, не может ему в этом помочь.
Воля у дошкольников формируется благодаря
совершению действий, направленных на преодоление препятствий или осуществление
выбора, в том числе вопреки своим непосредственным желаниям. В компьютерной
игре от ребенка не требуется совершение действий, направленных на преодоление
сопротивления среды: все действия сводятся к минимальным движениям мышкой.
Ситуация выбора также не предполагает серьезных размышлений, так как правильные
действия «подсказываются» самой игровой программой. Кроме того, в виртуальном
мире, в отличие от реального, всегда можно вернуться назад, чтобы исправить
неправильный выбор. Присутствие взрослого может улучшить ситуацию в том случае,
если взрослый будет побуждать ребенка предварительно обсудить ход игры или
выполнения задания, возможные решения. Так ребенок будет учиться планировать
свои действия, а планирование является одной из составляющих волевого действия.
Занятия детей за
компьютером необходимо ограничивать по времени. Продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных
игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 лет - 15 минут.
Если игра не предполагает окончания через 10-15 минут, то ее прерывание может
вызвать бурную реакцию протеста у ребенка. Поэтому при выборе развивающих
компьютерных игр обратите внимание на их структуру. Желательно, чтобы игра
состояла из блоков небольшой продолжительности. Это облегчит и вам и ребенку
процесс завершения занятий на компьютере. Если речь идет об организации
компьютерных занятий в дошкольных учреждениях, то специалисты рекомендуют
проводить такие занятия не чаще двух раз в неделю.
Что касается
содержания обучающих и развивающих игр, то при выборе вы можете ориентироваться
на возраст и индивидуальные предпочтения ребенка. В «правильных» программах
разработчики всегда указывают рекомендуемый возраст в сопроводительном
описании программы. Это
означает, что программа будет развивать в ребенке именно то, что нужно
развивать в его возрасте. В зависимости от свойств нервной системы ребенок
может предпочесть ту или иную игру. Например, если ваш ребенок усидчив и ему
нравится узнавать что-то новое, предложите ему познавательную программу, с
помощью которой он сможет узнать о других странах, необычных животных,
интересных исторических событиях. Если же он активен и подвижен, то и программа
должна быть более динамичной, например, делать что-то на скорость.
Нередко ребенок дома
играет за тем же компьютером, за которым работают взрослые. Это возможно, если
вы предпримете дополнительные меры, чтобы обеспечит ьсоблюдение гигиенических норм:
1) высота стула ребенка должна быть такой, чтобы уровень
глаз ребенка приходился на центр экрана;
2) расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в
пределах 60-70 см;
3) источники освещения в комнате не должны вызывать блики
на экране, поэтому монитор не следует располагать напротив окна или прямого
источника света;
4) в комнатах, где включен компьютер, воздух достаточно
быстро теряет влагу, поэтому необходимо чаще проветривать комнаты, использовать
бытовые увлажнители воздуха.
5) после занятий следует провести гимнастику для глаз:
часто поморгать; не двигая головой переводить взгляд вверх-вниз, справа-налево;
посмотреть сначала на какой-нибудь близкорасположенный предмет, а потом
перевести взгляд вдаль. Каждое упражнение нужно выполнить с ребенком несколько
раз.
7) физические упражнения для снятия общего утомления и
напряжения мышц шеи, верхнего плечевого пояса. Во время работы на компьютере
люди, даже не замечая этого, сидят в напряженной позе и время от времени задерживают
дыхание. Поэтому для расслабления можно просто походить по комнате, размахивая
руками, повертеть головой, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.
Учет всех перечисленных
рекомендаций позволит использовать компьютерные программы как хорошее дополнение
к «предметным» игрушкам. Кроме
того, вы сможете начать формировать у ребенка полезные привычки, которые он
сможет использовать в дальнейшем, когда ему придется проводить за компьютером
больше времени в процессе учебы и работы.
Возвращаясь к первоначальному вопросу, вынесенному
в заголовок статьи: «Компьютер для дошкольников – «За и Против», мы отвечаем:
«Конечно, За». Но мы - за разумное «За». Надеемся, что вы с нами согласитесь,
уважаемые педагоги. В дошкольном учреждении нужно использовать возможность
взрослого научить ребенка реальным играм, живому общению со сверстниками, и
использовать ИКТ только во благо ребенку.
http://www.tlklass.ru/information/articles/item107839/
Замечательная статья, очень полезные, разумные рекомендации. Спасибо, Тамара Степановна!
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, я перечитала много статей о значении компьютерных игр для дошкольников. Только этот материал совпал с моими мыслями. Нельзя утверждать 100%-но , что это плохо, но и "за" обеими руками не проголосуешь.
ОтветитьУдалить