"МИР СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
Все воспитатели в один голос заявляют, что сегодня дети мало
играют вообще, и в сюжетно - ролевые игры в частности.
Проблема в интеллектуальной загруженности детей, прежде всего.
Ориентируясь на запросы родителей, дошкольное учреждения уделяют основное внимание
серьезной подготовке к школе. Большое количество занятий практически не
оставляет в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно для сюжетно -
ролевой игры. Ведь полноценная сюжетно - ролевая игра требует много времени, а
его - то у ребят и нет.
На плечи воспитателей ложится
серьезная просветительская работа среди родителей. Приходится воспитателю
объяснить таким родителям, как важна игра в дошкольном возрасте, что именно
игра готовит дошколят к учебе в школе, к социальной жизни, насколько необходимо
играть с детьми дома, создавать условия для игр.
Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста
умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с
окружающими людьми, жить в социуме.
Как педагогу
детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?
А поможет нам в этом
старое,проверенное годами средство -сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет
все представленные формы в единое целое.
Что такое сюжетно-ролевая
игра?Каковы её характерные признаки?
В играх отражаются знания, впечатления,
представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для
каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Структурной особенностью и центром игры
является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит
роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или
сюжетно-ролевых.
Давайте вспомним, в какие игры
мы играли в детстве?
Да, мы играли в парикмахерскую, магазин,
самолёт, школу, ателье и т.д.
А во что играют современные дети?
Салон красоты, супер – маркет, аэрофлот, школа
искусств, дом мод, телевидение…
Меняются жизненные условия, игры тоже
меняются.
Предлагаю вам структуру игры, особо любимой
ребятами:
«Аэропорт»
Цель: расширить представление детей
о профессиях в аэропорту, о профессии полицейского, таможенника, оператора АЗС,
стюардессы их значимости в работе аэропорта. Способствовать развитию
умения детей применять полученные знания в игре. Обогащать содержание игр
детей, развивать самостоятельность.Воспитывать интерес и уважение к их труду.
При организации игры в старшем дошкольном
возрасте к «большой игре» подходим постепенно. Так игра «Аэропорт» начинается с
игры «Туристическое агентство», затем «Таможня», «Лётчики» и только после всех
проигранных игр воспитатель создаёт ситуацию для игры «Аэропорт», которая
включает все эти сюжетные линии.
ПРОФЕССИИ
|
РОЛЕВЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
|
ОБОРУДОВАНИЕ
|
РЕГИСТРАТОР-ДИСПЕТЧЕР
|
ОБЪЯВЛЯЕТ
РЕЙСЫ,
РЕГИСТРИРУЕТ
ПАССАЖИРОВ,
ПРОВЕРЯЯ
ДОКУМЕНТЫ
|
МИКРОФОН
ТАБЛО
РЕГИСТРАЦИИ
КОМПЬЮТЕР
|
ТУР.
АГЕНТ-КАССИР
|
ПРЕДЛАГАЕТ,
РАССКАЗЫВАЕТ,
ПОКАЗЫВАЕТ,
ПРОДАЕТ
ТУРЫ,
БИЛЕТЫ
|
БИЛЕТЫ
ЖУРНАЛ
С
ТУР.
ПОЕЗДКАМИ
КОМПЬЮТЕР
ДЕНЬГИ
|
ПОЛИЦЕЙСКИЙ
|
ОКАЗЫВАЕТ
ПОМОЩЬ,
СЛЕДИТ
ЗА ОБЩЕСТВЕННЫМ
ПОРЯДКОМ,
ДЕЛАЕТ
ЗАМЕЧАНИЯ,
ПРОВЕРЯЕТ
ДОКУМЕНТЫ,
СОДЕРЖИМОЕ
БОЛЬШИХ
СУМОК
|
РАЦИЯ
НАРУЧНИКИ
|
ТАМОЖЕННИК
|
ДОСМАТРИВАЕТ
СУМКИ, ЧЕМОДАНЫ,
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ
ЛЮДЕЙ
|
КОМПЬЮТЕР
СПЕЦ.
ПУЛЬТ
|
КОМАНДИР-ПИЛОТ
|
КОМАНДИР
ЭКИПАЖА УПРАВЛЯЕТ САМОЛЕТОМ
ВО
ВРЕМЯ ПОЛЁТА,
РУКОВОДИТ
ДЕЙСТВИЯМИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
|
САМОЛЕТ
ШТУРВАЛ
ТАБЛО
С ПРИБОРАМИ
ФУРАЖКА
|
ШТУРМАН
|
СЛЕДИТ
ЗА НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКОЙ,
РАБОТАЕТ
С КАРТОЙ
|
КАРТЫ
ПУЛЬТ
УПРАВЛЕНИЯ
|
СТЮАРДЕССА
|
ОБСЛУЖИВАЕТ
ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖ
(ПОДАЕТ
ВОДУ, ЧАЙ, КОФЕ)
СЛЕДИТ
ЗА СОСТОЯНИЕМ
ПАССАЖИРОВ
|
ПИЛОТКА
СТОЛ-КАТАЛКА
ПРОДУКТЫ
ПОСУДА
|
ОПЕРАТОР
АЗС
|
ЗАПРАВЛЯЕТ
САМОЛЕТ
|
БЕНЗОМАШИНА
САМОЛЕТ
|
ПОВАР
|
ПОЛУЧАЕТ,
ВЫПОЛНЯЕТ
ЗАКАЗ
|
ОБОРУДОВАНИЕ
КАФЕ
|
ОФИЦИАНТ
|
ПРИНИМАЕТ
ЗАКАЗ У КЛИЕНТА,
ПРИНОСИТ
ЗАКАЗ
|
|
ВРАЧ
|
ВЫСЛУШИВАЕТ
ЖАЛОБЫ, ОКАЗЫВАЕТ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ,
СЛУШАЕТ
ДЫХАНИЕ, СЕРДЦЕ,
ВЫПИСЫВАЕТ
РЕЦЕПТЫ,
ВЫЗЫВАЕТ
СКОРУЮ ПОМОЩЬ, ГОСПИТАЛИЗИРУЕТ
|
ОБОРУДОВАНИЕ
МЕД.
ПУНКТА
|
МЕД.
СЕСТРА
|
ВЫПОЛНЯЕТ
УКАЗАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА
ПОМОГАЕТ ВРАЧУ,
СТАВИТ
УКОЛЫ,
ОБРАБАТЫВАЕТ
РАНКИ
|
|
ПАССАЖИР
|
ПОКУПАЕТ
БИЛЕТЫ,
СОБЛЮДАЕТ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА.
|
БИЛЕТЫ
БАГАЖ
ДЕНЬГИ
|
Для того чтобы проиграть
разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий, проводим
экскурсии, целевые прогулки,приглашаем родителей для рассказа о своей
профессии; рассматриваем картины, иллюстрации; читаем произведения; проводим
беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы; отгадываем, придумываем
загадки; организуем выставки; играем в разные дид/игры: «Кому что нужно для
работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «хорошо-плохо», «Чего
не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана
вещь» и т.д. Готовим разные атрибуты рисуем, лепим, вырезаем, строим.
**********************************************************
Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие
развитию игр детей:
• обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
• обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
• введение в игру предметов-заместителей;
• побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;
• обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
• побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;
• в участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
• показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
• побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
• обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
• побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.
********************************************************************
Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:
Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:
• показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;
• просмотр теле-, кино-, диафильмов;
• наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
• проведение экскурсий;
• беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;
• наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
• игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов); встречи с людьми разных профессий;
• беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
• изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования; показ различных видов театра;
• обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
• чтение художественной литературы; « рассказы взрослых о работе;
• рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
• управление детскими объединениями.
******************************************************************
Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:
Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:
• показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;
• участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
• введение разнообразных главных и второстепенных ролей;
• наблюдение за играми активных, инициативных детей;
• составление рассказа "Как можно играть в эту игру"; обучение планированию игры;
• беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
• использование театрализованных игр с разными видами театров;
• изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;
• обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
• строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек; использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей; а анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.
*****************************************************************
Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:
Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:
• показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
• создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продол¬жающих их вместе с воспитателем;
• включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;
• побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей; театрализованные диалоги;
• сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием; образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;
• упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов; чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов;
• введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;
• подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;
• подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками; ролевое участие воспитателя в игре;
• рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами;
• использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.
*************************************************************
Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:
Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:
• совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
• введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
• использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью из¬бежать конфликтов;
• использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
• изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных на¬выков поведения;
• обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
• обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
• наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
• чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
• регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
• обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
• введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
• использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью из¬бежать конфликтов;
• использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
• изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных на¬выков поведения;
• обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
• обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
• наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
• чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
• регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
• обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Кузюра
Юлия Владимировна.
воспитатель в МАДОУ №40 г.Томск.
Здравствуйте, Тамара Степановна! Спасибо за материал, всегда полезно почитать что-то новенькое, либо хорошо забытое старенькое.
ОтветитьУдалитьДа, Жанна Витальевна, Вы правы.
ОтветитьУдалитьУ наших воспитателей возникает проблема как со временем так и с планированием сюжетно-ролевых игр. Думаю, что и в других детских садах та же проблема, и материал воспитателя Ю. Кузюры поможет разобраться в игре, особенно молодым педагога.
Спасибо, Тамара. в ДС действительно нет времени на игру... к сожалению. Она то учит больше, чем занятия...
ОтветитьУдалитьДа, Марина. Очень жаль наших ребятишек. Вспоминая свое детство, думаешь, что мы были счастливее. Хоть и не было таких игрушек, как сейчас, но большая радость была от самоделок и от общения с ватагой сверстников.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить