В
первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. В дошкольный период
ребенку предстоит много узнать и многому
научиться. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о
себе самом, зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.
Главным компонентом игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые
действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и
т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. На
протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят
от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных
условий. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события,
которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у
детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На
протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну, после
полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение
межпланетного пространства. Жизнь
современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со
взрослыми, кружками и секциями. На выбор ролей сюжетов оказывает влияние
окружающая действительность: играют в заложников, спасателей, «танцы со
звездами». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности. Как же изменилась
игра современного дошкольника?
На
игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем
дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют
игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница»,
«Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые
роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и тд., и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи»,
«Агентство недвижимости», «Банк» и т. д.
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая
игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать
игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду
ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам.
Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт
ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в
том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е.
его низкая игровая грамотность, игровая культура. Воспитателю необходимо стать
привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру
новое содержание и новые умения.
Такая необходимость провести новую сюжетную игру возникла у
воспитателя нашего учреждения, Татьяны Николаевны Горобец, когда она заметила,
что дети стали приносить с собой в
детский сад фигурки динозавриков,
больших и маленьких, хищных и травоядных.
Просмотрев фрагменты мультипликационного фильма «Динозавр», Татьяна
Николаевна предложила отправиться с детьми в прошлое, когда жили динозавры, и
попытаться выяснить, почему же исчезли эти животные. Для того, чтобы отправится
в экспедицию, дети познакомились с
профессиями палеонтолога, спасателя, штурмана космического корабля, астронавта. До
обыгрывания сюжета прошла большая предварительная работа. И вот настал день, когда дети, вместе с
педагогом, которому была поручена роль командира корабля, отправились в
прошлое.
Построив космический корабль, "командир" распределил роли.
Дети сами подготовили себе чемоданчики с оборудованием, спецодежду.
В путешествие отправились ученные палеонтологи, спасатели, штурман - основной помощник командира, журналист, врач и повар (а как без них) Много интересного их ждало в пути.
Перед полетом врач обследовала состояние здоровья всего экипажа, выдала витамины.
На первую, оранжевую планету, которая повстречалась на пути экспедиции, высадился астронавт и взял пробы воды, воздуха и почвы.
Но возникла внештатная ситуация. У астронавта вышел из строя инструмент, воздух в скафандре уже заканчивался, но он не хотел возвращаться на корабль, не выполнив задание. Тогда командир решил послать на помощь спасателя.
Ученные изучили пробы воды и почвы и пришли к выводу, что вода пригодна к использованию, но воздухом с планеты человеку дышать нельзя.
Следующая планета была голубая, и на ней спасатель при высадке обнаружил, что воздухом дышать можно и нашел целые стада мамонтов и первобытных людей. Чтобы запечатлеть все для землян, журналист сделал снимки и написал очерк о жителях голубой планеты.
Задание заданием, но обед должен быть по расписанию. Борщ, мясо, пюре члены экипажа ели из туб, как настоящие космонавты.
Чуть отклонившись от курса корабль путешественников столкнулся с неизвестным небесным телом , получив пробоину. Пришлось прямо в полете заняться ремонтом.
И вот она - последняя планета, планета погибших динозавров. Из фрагмента мультфильма дети узнали, что причиной гибели динозавров стал упавший метеорит. Ни одного взрослого динозавра не было обнаружено, только яйца с не родившимися динозавриками. Дети помогли динозаврикам родится и самое большое яйцо взяли с собой на Землю.
После окончания игры дети получили на память желейные фигурки динозавриков.
Здравствуйте, Тамара Степановна!
ОтветитьУдалитьОчень часто бываю в вашем саду на МО, всегда остаются приятные воспоминания. А сейчас рада знакомству с вами, как с блогером.
Спасибо за такое увлекательной путешествие, столько освещено образовательных, воспитательных задач. Вот такие игровые ситуации всегда будут интересны детям!
Тамара Степановна, спасибо вам за репортаж, а Татьяне Николаевне за ведущую роль в таком интересном путешествии!!! Хочется брать пример с таких воспитателей!
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, спасибо вам за репортаж, а Татьяне Николаевне за ведущую роль в таком интересном путешествии!!! Хочется брать пример с таких воспитателей!
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, добрый день! Примите от меня награду вашему блогу — Liebster Blog Award. Это эстафета для знакомства и общения начинающих блогеров. Для получения пройдите пожалуйста по ссылке http://moment-beauty.blogspot.ru/2015/04/liebster-blog-award.html
ОтветитьУдалить