Недавно
мне пришлось быть свидетелем не приятной сцены. Взрослый мужчина бранился и
прогонял со двора детей подростков. Я сначала возмутилась, как может взрослый
командовать, где играть детям. Но в ходе разговора поняла, что подростки эти не
с нашего двора, что они громко смеялись и разговаривали, применяя в речи не нормативную лексику.
Сейчас среди молодежи считается
«круто», вести себя вызывающе, не
обращая ни на кого внимания. Никто из присутствующих взрослых не сделала детям
замечания. А этот мужчина, который гулял во дворе со своими детьми, который вложил в благоустройство двора свои средства
и силы: завез во двор земли, посеял газоную траву, соорудил теннисный стол, он
не стал терпеть хамства, и
безнравственного поведения. Настойчиво попросил уйти подростков подальше от своих и чужих
малышей, игравших во дворе. Конечно, он не решил проблему воспитания подростков, но он хотя бы предпринял попытку оградить маленьких детей от дурного влияния и примера.
Во дворе и на детской площадке дети общаются, играют. Двор - это
целый мир, целая вселенная, где происходят важные события в жизни малышей. Во дворе каждый найдет себе занятие. Дети –
игры, взрослые – свободную минуту.
Существуют
ли какие-либо правила для родителей и детей на детской площадке?
Конечно, когда малыш только научился ходить, о свободной минуте говорить
не приходиться, т.к. за юными «шагоходами» нужен глаз да глаз! С более старшими
детьми, у взрослых появляются возможность: поболтать на лавочках, что-нибудь
почитать или самое интересное – наблюдать за детским миром. Последние, к
сожалению, взрослые делают очень редко.
А ведь
взрослые могут смотреть и быть незамеченными, наблюдать и подмечать, быть
свидетелями детских отношений, целой школы жизни, а иногда и выживания на
детской площадке.
Мы имеем
возможность наблюдать, как дети взаимодействуют друг с другом, как
договариваются, как ссорятся, а затем мирятся, как учатся находить компромиссы
сами без помощи взрослых, как распределяют роли во время своих игр.
Серьезному
взрослому человеку может показаться, что это все такая ерунда: -Ну, играют дети
между собой, так пускай играют, лишь бы меня не беспокоили, у нас у взрослых
есть дела и поважнее…
Но одно
лишь наблюдение может научить многому.
Случается, что мы даже узнаем в детях себя, свои черты: настойчивость или
застенчивость, агрессивность или робость, смелость или трусость.
Школу
улицей проходили все взрослые. Только в наше время родители редко отпускаю
детей гулять одних, опасно. Поэтому гуляя вместе с ребенком, взрослым
необходимо отключить гиперопеку, постараться меньше вмешиваться в конфликты детей. Это даст
им возможность научиться выходить из сложных ситуаций самостоятельно. Исключением являются совсем маленькие дети,
которые еще не умеют постоять за себя. Уже
с 3-4 лет у ребенка появляется интерес к общению с другими сверстниками, игры
на детской площадке становятся интереснее для малыша с каждым днем.
На площадке обычно наблюдается
такая картина: дети 4-6, 7-10 лет сбиваются в группы, и играют в игры по
интересам. А малыши от года,
исследуют площадку, сопровождаемые родителями, бабушками и дедушками. Дети
обычно очень внимательны, с большим интересом наблюдают за всем происходящим.
Подойдя к песочнице или высокой горке, карапузы внимательно наблюдают за старшими
детьми. Потом соображают, что подняться на горку можно по лестнице. Ковыляют
туда, и пытаются поднять свои маленькие ножки, на уровень первой ступеньки. Вот
тут уж видно характер ребенка. Неуверенные дети даже пытаться не будут, а
другие упорно повторяют попытку за пыткой, обходя находящуюся рядом маму или бабушку. Очень здорово, если малыш, оказавшись в новой
среде, заинтересовался играми на детской площадке, тут же забыл про родителей и пустился
по её просторам самостоятельно.
А родителям остается лишь наблюдать и присматривать, чтобы
его не толкнули и не надели на голову ведро с песком. Детская площадка – это
своего рода первая среда социализации малыша, вылезшего недавно из своей
коляски.
Но есть и
такие дети, которые ни за что не отпустят маму, будут стоять и не решаться
сделать ни одного шага. Не переживайте, таким деткам нужно освоиться в новой
для них среде. Возможно, такой малыш уже во второй раз побежит в песочницу самостоятельно,
если взрослые дадут ему возможность в первый день просто посидеть на коленях и
осмотреться.
Первый
раз, оказавшись в песочнице, малыши начинают заниматься тем, что лучше всего у
них получается. Догадываетесь? Крушить, ломать все построенное, что
невероятно злит детей постарше. Ведь так здорово, вот кулич есть, и вот его уже
нет, а причиной этому является сам малыш! Играя со своим внуком, я наблюдала
такую ситуацию. Миша играл в песочнице, строил дорогу. Играл один, т.к. дети
разбежались по всей площадке и песочница не вызывала ни у кого интереса, кроме Миши. Но через время пришли
мама и двухгодовалый малыш, который сразу заинтересовался Мишиной
деятельностью.
Сначала он на почтительном расстоянии наблюдал, потом подошел к
песочнице и стал что-то говорить Мише. Так как речь была непонятной, внук не обращал внимания на малыша. И вот тут
случилось то, что должно было случиться – вся Мишина работа полетела прахом. Я
насторожилась, готовая разнимать детей. Но Миша повел себя неожиданно для меня.
Он с видом делового человека, наклонившись к проказнику и глядя ему в глаза,
спросил: «Ну зачем ты ломаешь? Ты же не строил! На лучше машину, вози дрова».
По лицу малыша не было видно чувства вины и раскаяния, но зато у него
заблестели глаза на новую игрушку – лесовоз, которую ему дал Миша. И знаете, у
них получилась хорошая игра. Миша, как
старший, предлагал идеи, а малыш подчинялся, делал то, что надо, иногда раздражая Мишу своими неуверенными действиями. Малышу очень нравилось играть, ему
было интересно, увлекательно, может и не все понятно. А если бы я и мама вмешались? Получилось бы то, что
получилось? Нет. Взрослым лучше стоять в
сторонке, наблюдать и вспоминать с каким удовольствием они ковырялись в мокром
песке, не хуже своего ребенка. И как здорово, без опаски, с великой радостью отпускать
детей на игровые площадки, открывать в детях новые черты характера, удивляться
их поступкам, рассуждениям.
Тамара Степановна, какая актуальная тема! А Мишутка молодец - надеюсь, что и детский сад внес вклад в такое воспитание!))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Тамара Степановна! Соглашусь с Ольгой Анатольевной: тема очень актуальна. Сколько раз приходилось видеть проказ подростков во дворах, наблюдать за игрой малышей. Спасибо за интересную и нужную статью!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна. Да, тема актуальна. Жаль детей, что они теряют такой прекрасный период своей жизни - детство. Живи, радуйся, играй, веселись. А на деле - пустое времяпровождение. Дети в это не виноваты, виноваты мы, взрослые, что создали такие условия для детства. Нам надо изо всех сил стараться помочь детям быть детьми. Жить вместе с ними их жизнью, учить, подсказывать, играть, вести беседы...Хотя нас никто не учил играть, не вел беседы. Нам было интересно и без взрослых. Об этом я написала в статье сборника.
УдалитьТамара Степановна, Вы подняли своевременную, важную и интересную тему. Этой информацией можно смело поделиться и обсудить на родительском собрании, чем мы и воспользуемся с Вашего разрешения. А Ваш внук молодец! Он проявил недетскую мудрость и терпение, что редко встретишь в отношениях между детьми.
УдалитьДля собрания тема тоже интересная. Что смогут нам ответит родители? Миша меня и в эти выходные удивил. К нам пришел соседский мальчик, Миша с деловым видом стал показывать "достопримечательности", а когда меня увидел, говорит мальчику: "Ты не хочешь поздороваться с моей бабушкой. Ее зовут Тамара Степановна". Видно не все у детей вылетает с другого уха. Кажется, что все разговоры попусту, ан нет. Я им довольна.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить