Взаимоотношения с окружающими важный
аспект в жизни ребенка. От умения устанавливать взаимоотношения зависит не
только эмоциональное состояние ребенка в коллективе, но и его взгляд на
окружающую среду.
Хочется рассказать об одной из тематических недель в
нашем детском саду. Она была посвящена «Неделе добрых дел». С выдумкой и
фантазией подошли воспитатели к организации образовательной деятельности на
этой неделе. Дети беседовали о доброте, о взаимопомощи, о дружбе, о
тех, кто нуждается в человеческой поддержке - птицах, растениях, животных.
Во II младшей группе «Радужка»,
"Неделя добрых дел" началась с беседы: «Чем больше в мире доброты,
тем счастливей я и ты». Воспитатель выявила интересную деталь – ее малыши
эмоционально отзывались на любое предложение: пожалеть обиженного сверстника,
полечить больную куклу, расставить на место разбросанные игрушки. Они
очень чутко реагируют на эмоциональную окраску голоса воспитателя: если доброжелательным
тоном спросить - хорошо ли пинать упавшую игрушку? - ответят, да хорошо;
строгим голосом спросить - надо ли лечить больную игрушку?- ответят - нет, не
надо. Эта черта (реагировать на интонацию голоса) характерна для
малышей. Но воспитателю совместно с родителями предстоит большая работа по
воспитанию в детях умения узнавать, что такое хорошо и что такое плохо. А пока
малыши поют песни о доброте, учат стихи, наклеивают аппликации.
В средней группе «Смешарики», «Неделя добрых
дел» прошла под девизом: «Жизнь дана на добрые дела». Началась она с
образовательной деятельности «Остров дружбы». Дети говорили о дружбе, о
взаимопомощи, о друзьях. Другом можно стать не только для сверстника или взрослого
человека, но и для птиц и животных.
В старших
группах «Золотая рыбка» и «Золотой ключик»
ребята оформили выставки мини-плакатов «Добрые дела», воспитатели провели беседы «Кто такой добрый человек», «Смеяться
разрешается», где дети обсудили, хорошо ли смеяться над ошибками и неудачами друзей,
если взрослый человек споткнулся, если кто-то обижает
животных и пр. Закончилась неделя развлечениями, которые воспитатели
подготовили для своих воспитанников.
Группы посетили феи Доброты, которые
подготовили для ребят различные задания и конкурсы. Были и отрицательные
персонажи, которые пытались помешать ребятам, но все закончилось как в доброй
сказке – добро победило зло.
Труднее всего привить чувство доброты, сопереживания
самым маленьким дошколятам. Предлагаю
игры для малышей, которые я нашла на сайте http://www.mam-club.org
Игры для
развития доброты и сопереживания. Развитие эмоционального интеллекта у самых
маленьких.
Доброта –
готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым.
Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание
доброты, хотя бы и как и шаблонного поведения, является шагом вперед в
направлении социализации ребенка.
В детстве и юношестве доброта – одно из самых надежных средств обращения ребенка
и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к
сотрудничеству.
Игры,
развивающие нравственные качества ребенка!
-«Копилка добрых дел»
Вырежьте из
цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку
положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил.
Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших
положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то
хорошее.
-«Выбрасываем злость»
Дайте
ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом
побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня.
Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую
отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
-«Ласковые имена»
Игра
коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к
другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому,
называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д.
Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых
имён.
-«Комплименты»
Предложите
детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать
что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена
похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент
следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен
ему помочь найти нужные слова.
-«Пирамида любви»
Вспомните
вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то
кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить
пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет
руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает
симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
Как воспитать доброту (инструкции для взрослых)
В рубриках: Воспитание и обучение ребенка
В современном
обществе слишком много жестокости. Фильмы, компьютерные игры наполнены драками,
стрельбой, кровью. Злобы, равнодушия становится все больше, а доброты - меньше.
Как же воспитать доброту в своем ребенке, если вокруг так много негативной
информации и зла?
Спонсор
размещения P&G Статьи по теме "Как воспитать доброту" Почему
ребенок агрессивный Как вести себя с детьми дошкольного возраста Что делать,
если ребенок дерется
Инструкция
·
В первую
очередь любое воспитание начинается с личного примера. Можно часами внушать
ребенку, что надо быть добрым, но это так и останется пустыми словами, если вы
сами это качество не особо проявляете. Воспитывать доброту можно только
добротой.
·
Доброте
нужно учить ненавязчиво, привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности
другого человека, к его душевному состоянию. «Не надо обижать других, надо
помочь, успокоить». Сначала необходимо воспитать в ребенке доброе заботливое
отношение к членам семьи. С двух лет приучать помогать родителям. И здесь
важно, чтобы ребенку было в радость то, что он делает, поэтому не ругайте его,
если что-то не получается. Постепенно малыш привыкнет, и помогать,
сочувствовать близким станет для него нормой.
·
Проявите
терпение. За один день доброте не научишь. Используйте жизненные ситуации,
мультфильмы, книги, которые помогут показать, что же такое доброта.
·
Старайтесь
не разговаривать с ребенком с позиции взрослого. Присядьте так, чтобы ваши
глаза были на одном уровне с глазами малыша. Первые уроки доброты ребенку дают
родители. Взглядом, выражающим любовь, ласковым голосом. Малыш копирует наше
поведение, поступает по нашему образцу. А часто ли ваше чадо видит вас
улыбающимися, спокойными? Задумайтесь об этом.
·
Дети 3-5 лет
очень отзывчивы. Охотно откликаются на переживания других: радуются, плачут
вместе с другими детьми. Воспользуйтесь этим моментом. В этом возрасте активно
формируются эмоции: любовь, нежность, жалость, сострадание.
·
Хороший
эффект дает игра «Хорошие поступки», когда ребенок делает небольшие сюрпризы,
дарит цветы, свои рисунки близким или друзьям, угощает других ребят на детской
площадке печеньем, конфетами. Таких небольших и приятных для ребенка и для
окружающих заданий-поступков вы можете придумать довольно много. Совершая их,
ваш малыш поднимает самооценку, учится не только требовать и брать от жизни, но
и отдавать.
·
Помогайте
детям, учите их выражать свои чувства, обозначать их словами, проговаривать их.
Так он научится не только разбираться в своих эмоциях, но и чувствовать других
людей.
Аудиокнига «Сказка для детей».
Продолжительность: 01:07:32
Аудио: 160 кбит/с.
12 фрагментов
Для малышей от 2 до 7 лет.
Развивает: фантазию, образное мышление, память и речь.
Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений. Воспитательный
эффект сказки несравним ни с чем: Вы можете формировать любые черты характера,
какие только пожелаете. В каждой сказке главный герой проявляет одну из семи
черт:
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость и щедрость – готовность помочь другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – умение чувствовать боль другого человека.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Любовь – глубокое сердечное чувство.
Наши сказки отличаются от обычных. В них Ваш малыш является главным героем. Под
впечатлением ребёнок лучше запоминает сказку.
Содержание:
Полезное колдовство 06:33
Белыш и черныш 03:21
Хмурая колдунья 06:58
Как искренность чудеса сотворила 04:17
Золотой сапожок 06:36
Большой малыш 04:04
Мышь и белка 02:21
Ласточка 06:02
Жираф и ежик 06:46
Пламенное сердце 07:51
Одинокий принц 06:30
Потерялся слон 06:13
Можно скачать на сайте http://www.twirpx.com/file/825659/
Консультация для воспитателей на сайте http://www.rae.ru/forum2012/10/263
Отличная подборка игр, Тамара Степановна!
ОтветитьУдалитьДля воспитателей всегда встает вопрос: а в какие игры можно играть с детьми, чтобы воспитывать определенные черты характера.Кто поопытнее и на "ты" с интернетом, тем легче. Но есть категория воспитателей, которым трудно. Надеюсь, что подборки игр и ссылки кому-то пригодятся.
ОтветитьУдалить