Во
все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Перемены,
происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей
страны, о будущем наших детей. Настоящее
подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.
Но
самая большая опасность - разрушении
личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей
искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости,
гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами,
необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания
дошкольников. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких
качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со
сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений.
Существуют различные средства для достижения
этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера
взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого
возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра
немыслима без игрушки.
Кукла
занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше
всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
В
словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это
детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир,
подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную
социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал,
давая выход потаенным эмоциям.
Игровая
кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто.
Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В
старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная
своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над
кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу. У славян было
большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ
женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой
травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования
ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»).
"Стригушку" порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода.
"Стригушку" порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода.
Традиционные народные куклы давно привлекали
этнографов, которые рассматривали их как предметы материальной культуры,
воплотившие в себе самобытные традиции создания и бытования
Были
куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два
брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды.
Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел
похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь
еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе.
За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и
сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.
Были
и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы
изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый
слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали
голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как
считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось
дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.
Обычно
изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли
служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все
это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском - это сильный оберег,
повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы –
«свертки».
Примером
может послужить мастер класс на сайте
Была
распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной
особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли
единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их
нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был
голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом
русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали
нитками. Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, -
достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Каких
– то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта
наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания
детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось
больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали - грех. Кукол бережно
хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность –
оберег жизни. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы,
тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно
играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в
доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как
кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в
куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
Итак,
кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет
время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не
рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества,
кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её
народа.
Кукла
также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое
поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и
одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению
«куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла
воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может
«уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте - символа
детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом,
становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Постоянство
ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей
блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской
души.
Анализируя
выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать,
что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и
способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Именно в
игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла -
это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о
его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в
мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует,
воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
Куклы
имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла,
имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения,
супермен и др. Далеко не каждая из этих кукол является средством игры
нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на
развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание
убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д. То же касается и
всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.)
Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание.
Поскольку
подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная
содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием.
Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и
стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным
осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.
Столь
популярная сейчас кукла Барби для
ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Существует мнение,
что Барби –это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная,
ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал»
для современных девочек. Она мало интересна сама по себе и существует только в
окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных
нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не
накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.
Получается,
что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя
с ними, дети копируют отношения взрослых. Вершиной которых таких на сегодняшний
день является «беременная» Барби. Она «наглядно моделирует» процессы
беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать
из него младенца, а потом вернуть его назад.
У
куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше
времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы
для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим)
может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и
творчества в игре.
И
только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание
ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию. Оживляя куклу,
ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от
собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные
отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого
дошкольника.
Кукла,
являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность
«воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться
аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами
способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом
нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой
куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и
воспитателя.
В
истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности
дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком
нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например,
академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в
ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности,
покровительства и заботы о младших, заботы о детях.
Л.
В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие
роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том,
чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и так далее.
Игра
с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и
согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум
индивидуальной свободы. Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку
моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в
обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие
действия. Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка
актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой
согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по
игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает
своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого,
требующего неустанного внимания и заботы человека [3].
Игры
с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей,
уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое
отношение к маленьким, оказывать им помощь.
В
современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах.
Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.
Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена»
реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня
кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».
Куклотерапия
- это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить
различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара
самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков
саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения
конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного
поведения. Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным,
личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому
сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его
ценностях и интересах, отношениях с окружающими.
«Оживляя»
куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее
«жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение
различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и
способность к концентрации.
Для
взрослого – это замечательная возможность корректного, косвенного
(опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается
как поучение и не вызывает сопротивления у детей.
Кукла
обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию
дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство,
является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла позволяет закрепить
социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности,
которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в
жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между
взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над
чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку
моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в
обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие
действия. Нужно помнить, что ребёнок - существо социальное и многому обучается
по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной
игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и
развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.
Духовный
мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает
через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес.
Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема
настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у
детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
Здравствуйте, Тамара Степановна! Прочитала Ваш пост, вспомнила свою собственную самую любимую куклу-пупса :) Даже позвонила домой узнать, жива ли она еще? :) Жива... Помню, как "учила" ее писать и читать, как шила и вязала ей одежку :) Современные девочки мало играет в такие игры, к сожалению. Надо будет спросить у своих третьеклассниц, есть ли среди них такие, кто любит свою куклу... Посмотрим, что получится!:)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Да, роль куклы неоценима. Я считаю самая важная роль куклы для девочек, это подготовка к будущим обязанностям - воспитание своих детей. Я тоже свою куклу помню, звали её Катя. Туловище ее было мягкое, набитое ватой, голова, ручки и ножки - из смеси клея и опилок. Опрашивайте своих учениц, а я посвящу неделю наблюдению за игрой наших дошкольниц. Тогда поделимся сообщениями.
УдалитьТамара Степановна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСколько ценностей содержит в себе кукла, сколько она дает для развития и воспитания ребенка. Потенциал ее очень велик. Спасибо, что рассказали о ценностях и роли куклы в воспитании столь подробно.
Здравствуйте, Виктория Александровна. Скоро Новый год, родители начинают думать, что подарить своим девочкам и мальчикам. Покупают всё, кроме простых кукол, которых можно пеленать, причесывать, кормить. А жаль, что забывается ценность простого голыша или куколки, которая плачет и зовет "мама". Я хочу на этой неделе конкретно направить свои наблюдения в детском саду на игры детей в игровых уголках. Режим у наших дошколят очень плотный, на игры почти нет времени, но дети есть дети, они все равно умудряются развернуть хоть маленький сюжетик и поиграть. Что получится, расскажу в следующем посте.
ОтветитьУдалитьДа, в преддверии Нового года родителям не мешало бы задуматься и почитать подобную информацию, прежде чем выбрать подарок ребенку, следуя моде. Полезная статья, Тамара Степановна.
ОтветитьУдалитьДа, Ольга Анатольевна, хотелось, чтобы родители хоть чуточку прислушивались к нашим советам. Посмотрим, что дети будут просить у Д.М. в этом году.
ОтветитьУдалить