воскресенье, 25 октября 2015 г.

Игры по дороге домой.

       
В нашем дошкольном учреждении я работаю более 25 лет. Из них, уже 15 лет, работаю с взрослыми,  с воспитателями. Конечно, методы работы с детьми и воспитателями совсем разные. Совсем нечаянно я  обнаружила, что в общении с детьми я применяю методы работы со взрослыми.  Обнаружилось это во время рассматривания пластилинового лебедя, которого слепил мой шестилетний внук.

Как педагог я должна была сразу выделить все положительное в работе, а потом дать характеристику неудачных действий, приведших к ошибкам. Но я сразу начала указывать на неудачи. Потом я спохватилась и изменила свой анализ.  Мы исправили недоработки, а вечером еще раз  похвалила Мишу при маме, когда она пришла его забирать домой. Так вот о чем я подумала. Большинство родителей не хотят или не могут замечать труд своих чад и им некогда интересоваться  их маленькой жизнью. Часто видишь валяющиеся листочки с детскими рисунками возле калитки детского сада. По дороге домой ( а я ухожу из детского сада как раз в час пик, когда массово родители забирают детей) я слышу разговоры взрослых и детей: «Что вы сегодня кушали? Тебя никто не обижал? Воспитатель не кричала на вас?» и т.п. Но редко кто спрашивает о том, что сегодня дети узнали, научились делать, трудно ли было что-то выполнять или понять, с кем играл(а), во что играл(а). Скорей домой, скорей окунуться в домашние дела. А как же ребенок? Кому он расскажет о своих тревогах, успехах? Родителей тоже можно понять. Время у нас такое – все бегом, все на ходу. Что скрывать, для занятий с детьми у современных родителей остается все меньше и меньше времени. Работа отнимает большую часть дня, выматывая настолько, что главным желанием остается – добраться до дивана и включить телевизор. А  маленькому человечку прежде всего необходимо общение с папой и мамой  
       А знаете, что и  по дороге домой можно с ребенком поиграть и пообщаться. Так как же совместить общение с детьми с вечной нехваткой времени? На помощь приходят игры, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, магазин, поликлинику, на прогулке. Это будет одновременно и развлечением, и обучением. В основном, конечно – словесные игры, если ребенок уже знает алфавит. Можно предложить ему придумать слова на заданную букву или же поиграть в «Потерянную букву», в которой дошкольник должен быстро назвать любое слово, не используя такой символ. Ежели ошибся, в игровой процесс включается взрослый. Только стоит учесть – иногда надо дать и обыграть себя. Отлично зарекомендовал себя в таком развлекательном обучении и «чемодан». Увлекательная и несложная забава, состоящая из словесной цепочки. К примеру: «Я беру чемодан и кладу туда...» Цель методики – запомнить как можно больше информации из цепочки. Вы по очереди добавляете по одному слову, но начиная с самого начала: «Я беру чемодан и кладу туда носки...». Затем продолжает малыш, добавляя свой предмет одежды. Чем длиннее цепочка, тем труднее ее запомнить. Эта игра отлично развивает память и мышление. «Отгадайка» – в данном случае вы загадываете, а дочка или сын по наводящим вопросам, на которые нужно ответить односложно «да» или «нет», пытается угадать. Если детям сложно, упростите задание, дав подсказку, из какой именно тематики загаданное слово: животное, вещи, города. Конечно, подобные забавы – в основном для детей старшего дошкольного возраста, а как же играть с малышами, спросят некоторые. Для детей 2-3 лет такие развлечения лучше все-таки проводить с наглядным материалом. По дороге же домой чаще вести разговоры и спрашивать кроху, что он видит. Пусть малыш отвечает на вопросы: что это, какой или какая. Для примера: машина – большая, домик – маленький, арбуз – круглый, ромашка – белая. Таким образом, даже эти незабываемые 10–15 минут игры помогут не только развитию речи и умственных способностей ребенка, но и сделают счастливыми и его, и вас.

Еще игры на развитие внимания:


«Дорожки».
Данная игра поможет развить у ребенка наблюдательность, математические представления. Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой? Пусть малыш сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или «А большие ноги идут по широкой дороге».
«Ниже-выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.
«Маленький фантазёр».
Предложите ребенку посмотреть на облака и придумать, на что они похожи. Возможно, это будет собачка или кошечка, а может жираф с длинной шеей. Только важно помнить, что и вы должны активно принимать участие в этой игре. Фантазируйте вместе с малышом.
«Что это за звук? »
Прислушайтесь. Кто это поёт? Птичка? Какая? А может это дятел стучит? А вдруг это дождик стучит по зонтику? А вы слушали, как шуршат листья под ногами? Как здорово идти и загребать ногой листву осенью, слушать, как шуршит листва.
«Бывает–не бывает».
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей – это не птица. Кошка умеет летать. В такую веселую игру можно играть и на прогулке, и по дороге домой из детского сада, и в транспорте. Она развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.
Игры на развитие восприятия и мелкой моторики.
«Букет для мамы».
Данная игра помогает не только развивать мелкую моторику ребенка, но и способствует формированию уважительного отношения к родителям. Любому ребенку будет приятно собрать для любимой мамы букет красивых осенних листьев, или ромашек, или одуванчиков.
«Забавные фигурки».
Особенно хорошо данные игры проводить зимой, когда есть снег из которого можно лепить снежки или снежную бабу. Снежки и комочки можно лепить разных размеров: от самых маленьких до самых больших, какие только получатся. Только не забывайте, что руки ребенка должны быть защищены варежками или перчатками. Нам надо чтобы игры доставляли удовольствие, а не дискомфорт. Летом можно играть в песочек, лепить «куличики», используя формочки.
Игры на развитие мышления.
Таких игр очень много. Для них не потребуется дополнительного наглядного материала. Оглянитесь вокруг, у вас уже всё есть для того, чтобы сразу начать игру.
«Продолжи ряд».
Соберите вместе с ребенком листья от разных деревьев и выложите в ряд разные листья в определенном порядке – дубовый, березовый, липовый, дубовый, березовый, липовый, дубовый… и предложите малышу продолжить этот ряд.
«Сложи по размеру».
Соберите разные по размеру листья и попросите ребенка разложить их от самого большого к самому маленькому или наоборот.
«Сложи по цвету»
Эта игра похожа на предыдущую. Только теперь необходимо разложить листочки по цвету.
«Посчитаем вместе»
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
Игры на развитие речи.
Вот несколько речевых игр, в которые вы можете поиграть с ребенком по дороге домой.
«Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д. Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.
«Рифма».
Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост -рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
«Удивительная история»
В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.
Конечно, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить малышу по дороге в детский сад и домой. Но мне  хочется, чтобы они вам помогли стать ближе с вашим ребенком и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.
Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

источник: http://www.maam.ru/detskijsad/igry-po-doroge-domoi.html

2 комментария:

  1. Полезные игры, Тамара Степановна, нужно продумать и сделать для родителей ссылку на нашем сайте по рубрикам сообщений блогов.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Ольга Анатольевна, хочется что бы родители хоть чем-то пользовались. Столько у нас полезных постов. К школе родители относятся более серьезнее, а дошкольное детство "проходит мимо".

    ОтветитьУдалить