Как быстро летит время. Совсем недавно мой внук был крохой, а уж не за
горами школа. Я за него переживаю больше, чем родители. Как он будет там в
школе, будет ли понимать учителя, сможет ли найти контакт с новыми
сверстниками. Такие переживания у каждого взрослого, кто провожает свое чадо
туда – в школу.
То, что часто хотят
видеть учителя в своих учениках, а именно – умение читать, писать, считать, мы
умеем, но вот насчет 100% сформированности элементов учебной деятельности нам еще далековато. Летом я посетила мастер-класс «Писать красиво не легко», учителя начальных классов Надежды Александровны
Самойловой, автора блога «АЗБУКА СЕРДЦА»
. Мы, дошкольники сразу поинтересовались
у нее, надо ли уделять внимание письму в детском саду. На что Надежда
Александровна сказала, что лучше всего научите их ориентироваться на листе
бумаги и правильно держать ручку или карандаш и побольше уделяйте вниманию штриховке, остальному мы их научим в школе.
Известно, чем раньше ребёнок научиться размышлять и сравнивать, чётко и логично
мыслить, тем проще ему будет учиться в школе. Развитые дети к тому моменту,
когда собираются идти в школу уже усваивают такое количество информации о себе, о своей
семье, окружающем мире, о котором мы, взрослые, даже не подозреваем. В возрасте
до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно,
что если правильно его организовать, то скорость обучения и результаты окажутся
высокими. Обучение, как мы знаем, не является самоцелью, а только способом,
который помогает ребёнку войти в социальную жизнь и активно в ней существовать.
Самой эффективной деятельностью для такого вхождения в мир других людей
является игра. Игра для ребёнка является особой, необходимой для нормального
развития школой, моделью реальной жизни, хотя возможны в ней и волшебные
превращения, чудеса. Можно утверждать, что игра проходит определённые периоды
становления.
До 3-х лет игра представляет собой манипулирование предметами. У ребёнка
развивается координация движений.
В среднем дошкольном возрасте уже появляется сюжетно-ролевая игра, смысл
которой заключается в разделении ролей.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всём многообразии игр, это
и сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные, творческие, режиссерские,
игры-драматизации, народные, хороводные, развивающие, игры с готовым
содержанием, и с правилами. А также подвижные игры и спортивные развлечения,
игры-экспериментирования с разными материалами. И задача взрослых– создать условия для активной,
разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, а также
постоянно обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышая этим влияние игры на
его развитие.
Многие родители считают игру бесценной забавой, отдыхом, ну мы то с вами
знаем, что если ребёнок не научится играть, если его не радуют и не привлекают
игрушки, он не может создать сюжетно-ролевую игру и привлечь к ней своих
друзей, у ребёнка не будет успехов и в «серьёзной деятельности».
И в качестве основных элементов игровой деятельности, которые складываются
к концу дошкольного детства и могут служить показателями уровня готовности
ребёнка, можно выделить следующее:
1. Появление произвольности в поведении и познавательных процессах;
2. Способность действовать по образцу;
3. Умение слушать и выполнять инструкцию воспитателя;
4. Умение оценить свою работу и работу других детей;
5. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослых;
6. Способность к общему способу действия в условиях решения условного типа
задач;
7. Способность осуществлять контроль за собственными действами.
Игры по правилам одна из поздних форм игры. Она непосредственно
предшествует учебной деятельности младших школьников и может служить основой
для безболезненного перехода от игры к обучению. Главное в ней – это для
ребёнка возможность взять на себя роль, в ходе проигрывания которой
преобразуются действия ребёнка и его отношение к действительности, т. к. игра
социальна по происхождению и служит способом освоения социокультурных правил
общества. Часто дети добровольно и с удовольствием учатся подчинять свою
деятельность в игре. В дальнейшем помимо умения подчиняться единым для всех
правилам, произвольность позволит самостоятельно, инициативно и творчески
относиться к любой новой деятельности, в том числе и к учению в школе.
Кроме игр с правилами, существуют и другие игры и упражнения, направленные
также на формирование предпосылок учебной деятельности. Например:
сюжетно-ролевая игра. О ней я рассказывала в своем блоге, в сообщениях «Еще раз о детской игре», «Мир сожетно-ролевой
игры»
Велика роль и режиссерских игр (так называются потому, что в них ребёнок не
берёт на себя роли, а действует от лица кукол, игрушек, действует за них). Они
помогают детям научиться видеть и оценивать ситуацию с разных позиций, что
требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, обдумывать действия,
сдерживать свои движения, используют в игре игрушки-заменители, наделяя их
воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие
качества составляет одну из характерных особенностей детского творчества.
Теперь о значимости конструктивных игр, которые постепенно превращаются в
трудовую деятельность, где ребёнок конструирует, создаёт, строит что-то
полезное, нужное. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и
навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается
практическое мышление, у ребёнка появляется и развивается способность
планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные
операции, воображение и представления. К концу дошкольного возраста в трудовой
деятельности, детей появляются новые черты: интересует уже не только
непосредственный результат своей деятельности, но и то значение, которое она
имеет для других людей.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые
отмечаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету.
План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игр
в том, что помогают глубже понять рассказы, стихотворения, сказки,
почувствовать их художественную ценность, способствуют развитию выразительности
речи и движений.
У детей 6-7 лет эта игра часто становиться спектаклем, это новое и более
сложное, которая показывается для кого-то (для детей других групп, для
взрослых). Здесь можно видеть переход от игры к драматическому искусству. У
детей появляется своё отношение к спектаклю: они стараются правильно передать
образ героя, выразить своё отношение к нему.
Известно, что ребёнок обладает уникальной чувствительностью и интуицией. Он
мало знает и много и тонко чувствует. И эта способность позволяет ему по - своему
ощущать мир. Но самая поразительная способность – занять в этом мире позицию
творца. В детстве она направлена не на преобразование мира, а на создание
собственного духовного «я». И именно игра. Позволяя ребёнку самовыразиться,
самореализоваться, тем самым способствует становлению высшего «я».
Хочется надеяться, что игра станет истинным другом и помощником.
Комментариев нет:
Отправить комментарий