Немного теории


Немого теории…
Первые игры появились задолго до возникновения человека у животных, даже не являющихся его родственниками. Наиболее продвинуты они у обезьян — они используют не только игры, связанные с определёнными ритуалами (в брачный сезон, например), но и такие, которые похожи на аналогичные игры у людей. У людей же игры существуют с доисторических времён — начиная с ритуальных (например, обряд ) с развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — войны, любви, фентези и другое. Существуют и игры, способные привести к гибели человека — игры на выживание, страйкбол и так далее.
Игра — это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека игра — «дитя труда» (В. Вундт). Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом — основное, центральное и самое общее значение игры.
 Проблемы происхождения, сущности и строения игры, условий и механизмов ее становления и развития, связи с другими видами человеческой деятельности, а также сходства и различия игр человека и животных, детей и взрослых – все они были и остаются в центре внимания представителей самых разных областей знаний – философии, социологии, педагогики, психологии, физиологии и других. В последнее время игра все чаще становится предметом междисциплинарных исследований.
 Наряду с попытками объяснить происхождение игры в работах исследователей прошлого и современности отчетливо прослеживается стремление объяснить историческое происхождение и сущность детской игры, проанализировать закономерности процесса ее становления как специфического и отличающегося от других вида детской деятельности.
 Правильно понять игру можно только путем структурного ее анализа как общего типа поведения, с учетом всей совокупности характеризующих ее черт и их взаимосвязей, - так утверждал, например, М. Я. Басов (1975). При этом должен быть принят во внимание характер взаимоотношений организма со средой и условия его существования. С этой точки зрения игровая деятельность отличается тем, что она в наименьшей степени подчиняется каким-либо внешним целям и в наибольшей степени сама является своим собственным двигателем («деятельность ради деятельности»). Характер же этой деятельности зависит от социальных причин, которые у одних детей сокращают период детства, а у других делая чуть не всю жизнь сплошной игрой, свободной от каких-либо продуктивных целей.
 Взгляд на игру как на социальное явление содержится в трудах и В. В. Зеньковского (1996, который считал, что социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение общественного опыта лишь частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии с социальной средой, в самом же главном и существенном оно достигается в играх.
 П. П. Болонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления социальной жизни. Именно в играх он удовлетворяет естественную потребность в деятельности.
Даниил Борисович Эльконин (1977) считает, что детская игра в своих основных формах – игра-упражнение, ролевая игра – является историческим образованием. В условиях первобытного общества с его относительно примитивными средствами и формами труда даже маленькие дети могли принимать участие в несложных видах бытового труда. Усложнение орудий труда привело к тому, что некоторые процессы труда дети могли только наблюдать, схватывая их функции и способы применения орудий лишь в самой общей форме. Именно на этой ступени развития общества возникла ролевая игра, в которой дети получили возможность удовлетворять свое стремление к совместной жизни со взрослыми, не участвуя в их труде. Для этого дети объединялись в сообщества и организовывали в них особую ролевую жизнь, воспроизводящую в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых людей, принимая на себя их роли.
 Г. П. Щедровский (1966) считает, что игра – своеобразная форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей.
 До настоящего времени сохраняет свою значимость чрезвычайно интересное исследование Е. А. Покровским роли игры в жизни детей, принадлежавших к разным историческим эпохам и разным народам. Ни один народ на свете не ценил разнообразные игры (преимущественно подвижные и спортивные) и их значение для частного и общественного воспитания так высоко, как древние греки. Игры ставились ими в один ряд с умственным и изящным образованием и отражали стремление к прекрасному. Древнегреческий ребенок сначала воспитывался в семье, а с наступлением отрочества поступал в общественную школу – палестру, где существовал своеобразный культ игры, и в обучении широко использовались подвижные игры, в том числе игры с разными предметами (мячи, диски и др.) .
 Игры детей своеобразно отражали систему общественных отношений античного общества. Многие из них носили политических характер: игры «в царя», «в судью».
 Различия в жизненных укладах, традициях и культуре народов неизбежно привносят определенный и достаточно выраженный оттенок в игры их детей. Англичане, изолированные островным положением своей страны, изобрели коллективные игры – футбол, баскетбол, регби. Эти игры и сегодня являются составным компонентом программы физического воспитания подрастающего поколения
 В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времен занимали весьма заметное место. Играми на Руси называли такие разные и, на первый взгляд, далекие по своей природе явления, как пляски, танцы, хождение с песнями, хороводы, подвижные игры и др. Дети были увлеченными зрителями таких игр и по мере взросления приобщались к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Традиционные игры являлись сильным воспитательным средством жизни народа. Они приучали к строгому порядку жизненных и хозяйственных циклов, живо и ярко раскрывали перед детьми мир взрослых, способствовали формированию мировоззрения и национального самосознания.
 Но существует и другое понятие игры – в значении детской забавы с игрушкой в доме, в обществе с братьями и сестрами, сверстниками, родителями. Игрушки изготавливались взрослыми, а играм отводилось особое «небесное» место – на полатях (дощатый настил рядом с печкой) .
 На характер и направленность детских игр яркий отпечаток накладывают сезонно-климатические условия. Игры народов, проживающих в южных и северных странах, различаются весьма значительно. Кроме того, летние игры имеют подвижный характер, зимние, как правило, проходят в помещении и являют собой драматические или умственные действия, - отмечает В. Н. Всеволодский-Генгросс (1933). Определенные различия имеют также игры мальчиков и девочек.
 Вместе с тем в играх детей разных стран обнаруживается чрезвычайно много сходства как по стилю, так и по сюжетам.
Факторы влияющие на развитие игры
Находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом. Серьезный отпечаток на нее накладывают и особенности исторических эпох, и господствующие в них педагогические взгляды на цели, содержание и методы воспитания подрастающего поколения. Любая игра, попадая в одни условия, развивается, а в других – трансформируется, а в третьих – просто перестает существовать.
 Но, как и другие виды человеческой деятельности, игра не возникает спонтанно, сама собою, а передается ребенку людьми, которые уже умеют играть. Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в уже существующий мир играющих людей.
 Игра – это не только обязательная принадлежность детства, но и значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем.
 Так, Аристотель подчеркивал важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей. Он говорил, что игры детей должны подражать будущим серьезным занятиям.
 В XVII веке Ян Амо́с Коменский относил игру, с одной стороны, к числу развлечений, способствующих отдыху и восстанавливающих силу внешних и внутренних чувств человека. С другой, - игра была включена в число средств, которые позволяли молодому поколению ярко представлять разные стороны жизни и этим воспитывали у них определенные склонности и интересы.
 Один из идеологов французской революции А. Лавуазье также чрезвычайно положительно отзывался об игре как воспитательном средстве, утверждая, что именно под видом игры природа и жизнь дают ребенку свои первые уроки.
 В Германии во второй половине XVIII века И. Б. Базедов указывал на важную роль игры не только в деле воспитания маленьких детей, но и в дальнейшем их обучении и развитии. Он советовал ни в коем случае не ограничивать возможность детей свободно играть по их выбору в «безвредные игры». Среди игр, в которые наиболее охотно играют дети, И. Б. Базедов особо выделял игры, «подражающие возможным событиям и поступкам», он призывал взрослых заранее продумывать и совершать такие поступки, которым дети могут с пользой подражать игре.
 В России в XIX веке К. Д. Ушинский особо подчеркивал такое важное качество, как самостоятельность детской игры: игра потому и игра, что для ребенка она самостоятельна. Он писал, что в игре – мир его практической деятельности, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля. В играх детей отражаются не только взаимоотношения взрослых, но также социальные общественные отношения, считает педагог и видит большую их воспитательную ценность в том, что в них формируются общественные отношения детей, умение выступать в разных позициях – командовать и подчиняться и т. д. Великий педагог считал, что теоретическое и практическое изучение детских игр должно стать одним из главных предметов при подготовке будущих воспитателей и педагогов.
 В целом конец XIX – начало XX веков смело можно назвать периодом активного обогащения психолого-педагогической науки не только идеями «разнообразной полезности» и целесообразности использование игр в работе с детьми, но и опытом их практического воплощения.
 Повышенное внимание отечественных ученых и педагогов-практиков к проблеме организации детских игр было вызвано, так же как за рубежом, обострением неблагополучной ситуации в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Один из способов изменения сложившейся ситуации многие педагоги видели в активном привлечении игр и, в первую очередь, игр подвижных.
 Во второй половине XX века детская игра существенно укрепляет свои позиции как средство воспитания, форма организации обучения и воспитания, метод и также прием обучения и воспитания детей. Однако преобразоваться в педагогическое явление игра может только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определенных целей и задач воспитания.
 Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно ярко обнаруживается при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. По мнению Олег Самойлович  Газмана (1988), в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть! ». Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, то есть задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе! ». Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат – «Могу! ». С помощью такой трехступенчатой мотивации «хочу! – надо! – могу! » игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
 Изучение игры как приема и метода воспитания, особенно важно с точки зрения организации преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образовательной системы и в методах обучения, и с позиций установления адекватной пропорции между прямыми и косвенными методами обучения.
 Педагогическая ценность игровых методов и приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия окружающего мира, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Особого обсуждения заслуживают вопросы, связанные с диагностическими, адаптирующими, коррекционными и лечебно-профилактическими ресурсами детской игры. По игре ребенка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает свое внимание; отчетливо выступает в игре и его отношение к увиденному. Сам характер организации игры, ее сюжет, реплики детей, внимание, уделяемое тем или иным персонажам, раскрывают их внутренний мир. Потому, как играет ребенок, как справляется с неудачами, как находит выход из трудного положения, можно многое узнать о его характере. Таким образом, происхождение игры оказывается связанным не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями социальной жизни. А анализ ресурсов детских игр приводит к выводу об их значимости в решении сложных психолого-педагогических задач, стоящих перед современной воспитательной практикой. При правильной постановке руководства детскими играми, они, по мнению, Й. Хейзинга, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке милосердие, память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.
Согласно Л. С. Выготскому, «игра - это источник развития и создает зону ближайшего развития». По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка.
Л. С. Выготский исходит из своей культурно-исторической концепции, психического развития человека, считая, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва, как деятельность коллективная вместе с учителем, социальная, второй раз — как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления». Такова суть генетического закона развития высших психических функций человека — фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.
Расхождения между уровнями решения задач, доступных под  руководством, с помощью взрослых или товарищей в коллективной деятельности и самостоятельно (без посторонней помощи,  вне коллектива), определяет зону ближайшего развития.
 Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. Алексе́й Никола́евич Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели, ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Игра качественно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д.
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, предложил рассматривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру.
Игру как деятельность отличает:
• ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;
• в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.
Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:
• мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;
• цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
• действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;
• результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъективный, в играх с правилами - это может быть выигрыш.
Социальная природа детской игры
Игра особенно ценна с точки зрения познания ребенком окружающего мира и самого себя. Она учит его тому, что такое мир, какими могут быть отношения между людьми.
В возрасте трех – пяти лет наблюдается несовпадение. Я со многими умениями и действиями. Иными словами, представление ребенка о себе не совпадает с тем, каким он является на самом деле. И в известных пределах это не патология.
Ребенок думает о себе и чувствует себя таким, какую информацию сообщают ему родители, а позже – еще и сверстники. Для примера проанализируем две фразы: 1. «Ну какой ты растешь неумеха! Даже курточку неправильно застегиваешь!» 2. «Ты пробуешь по-разному застегивать куртку? Молодец! Давай выберем самый удобный способ».
Природа детской психики такова, что ребенок неизменно стремится получить от взрослого нечто новое, нечто более совершенное. И сначала образцы родительского поведения неосознанно воспринимаются как абсолютно правильные.
Поэтому для взрослого важно общаться с ребенком не только как более знающему с менее знающим, более умеющему с менее умеющим (то есть по вертикали), но и в контексте двух сознаний (то есть по горизонтали). В приведенном выше примере вторая фраза отражает пример общения по горизонтали.
Детская игра вообще предполагает только горизонтальные, «диалогичные» отношения. Игру малыша нельзя регламентировать, нельзя навязать правила. Таким образом, в самом общем смысле игра является деятельностью, в которой наиболее полно проявляются грани человеческой деятельности вообще. И в этом плане игра очень показательна. Психологи отмечают, что в отличие от так называемой серьезной деятельности в игре присутствует чувство свободы. При работе («серьезном деле») приятно не само занятие, а цель, которая этим достигается.
В игре, наоборот, приятно само занятие, которое производится без всякой цели. В этом плане игра носит неутилитарный, порой вообще не привязанный к практической деятельности характер. Игра – это свободная деятельность, которая не продиктована необходимостью. Это выход за рамки повседневной жизни, пространство, наиболее благоприятное для развития ребенка.
Генезис игровой деятельности.
Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности. Ведущая деятельность — это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе; соответствует основным потребностям ребенка.
 Ведущим видом деятельности периода младенчества является эмоциональное общение ребенка со взрослыми. В раннем детстве (1—3 года) ведущий вид деятельности — предметная деятельность. В дошкольном возрасте — игра. Ведущим видом деятельности у подростка является общение со сверстниками. В юношеском возрасте ведущий вид деятельности — учебно-профессиональная деятельность.
 В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Предпосылки к возникновению ролевой игры создаются внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Предметная деятельность направлена на усвоение социального назначения предметов, общественно выработанных способов их употребления. В исследованиях Фридой Иосифовной Фрадкиной было показано, что по мере овладения детьми предметными действиями происходит их обобщение и возникает возможность их переноса с одних предметов на другие, т.е. тем самым и создаются предпосылки перехода к игровой деятельности: 1) отделение действий от предмета и их обобщение; 2) использование ребенком не имеющих четко выраженных функций предметов в качестве заместителей других; 3) отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка; 4) сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их; 5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослого, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни; 6) взрослый и его действия впервые становятся образцом не только объективно, но и субъективно для самого ребенка. Таким образом, путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу как мама.
 Для первого года жизни ребенка характерна ознакомительная игра. Она заключается в обследовательских, ориентировочных действиях с игрушками. В начале второго года наблюдается отобразительная игра. Ребенок в своих игровых действиях с предметами воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым, например кормит куклу. Начиная со второго полугодия второго года и весь третий год жизни развивается и усложняется сюжетно-отобразительная игра. Отдельные отобразительные действия дети объединяют сюжетом, устанавливают логическую связь между действиями (кукла ест, спит, гуляет). Во втором полугодии третьего года жизни возникает сюжетно-ролевая игра. Для нее характерно отражение отношений между людьми, которые переносятся на куклу или другого ребенка. До 3 лет дети преимущественно играют в одиночку, наблюдая друг за другом.
 В дальнейшем сюжетно-ролевая игра развивается, обогащается. Учение в школе не прекращает игровую деятельность детей, но содержание и направленность игры меняются. Так, развитие сюжетов игр идет от бытовых к играм с производственным сюжетом и далее — к сюжетам, отражающим общественно-политические события. В первом классе большое место в игре отводится школе (учат кукол, друг друга). К концу начального обучения игры со школьной тематикой исчезают. У детей 1—2 классов продолжаются игры, связанные с жизнью семьи (бытовые), при этом в игру вводится импровизация. Для младших школьников довольно типичны индивидуальные игры, а также вдвоем, втроем и ритмические игры. К концу младшего школьного возраста большое место начинают занимать игры с правилами без сюжета, что приводит к спортивным играм. И чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Значительное место в этом возрасте отводится компьютерным играм.
 Мотивация игровой деятельности есть стремление к подражанию взрослым. Для ребенка интересен сам процесс игры. Мотивом игры является само действие. Способы выполнения игровой деятельности разнообразны: роль, умственные действия, действия с игрушками, различные движения. На первых порах игровые действия носят максимально развернутый характер и обязательно требуют материальной опоры в реальных предметах или замещающих их игрушках. На этом этапе новое содержание не может быть воспроизведено ребенком в уме, в воображаемом плане, нужны внешние игровые действия с предметами. В дальнейшем игровые действия начинают сокращаться, обобщаться, постепенно снижается значение материальной опоры. На более поздних ступенях развития, в школьном возрасте некоторые виды игр переносятся в умственный план. Дети разыгрывают в воображении путешествия и тому подобное, не совершая при этом внешних действий. Таким образом, на основе внешней игры складывается идеальная игра, игра воображения. Игровые действия связаны с увлечением самим процессом игры, а не с конечным результатом. Важно подчеркнуть, что настоящим игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Ребенок учится действовать с заместителем предмета, дает ему новое игровое название, действует в соответствии с названием. Это — знак-символ, который имеет сходство с реальным предметом. Именно в игре ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.
 Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Содержание игры младших школьников — это воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами. В сюжетных играх средних дошкольников находят отражение отношения между людьми. Содержанием ролевой игры старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли в соответствии с целью. Младшие дошкольники играют рядом, старшие — вместе. В 3 года дети могут объединяться по 2—3 человека, играют 10—15 минут. В 4—5 лет объединяются по 6 человек, играют 40 минут. В 6—7 лет в игре участвуют до 15 детей, игры длятся по несколько дней.
 Результат игры — это более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.
Этапы развития детской игры
 Умение играть дети приобретают в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок. Однако, чтобы быть в состоянии играть, утверждал Д. А. Колоцца (1911), ребенок предварительно должен достичь определенной ступени физического и психического развития. Если же душевное развитие чем-нибудь задерживается, то и игра не может возникнуть, так как следствие не возможно без производящей его причины.
 В отечественной психолого-педагогической науке признано, что полноценная игра как специфически детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и при направленном формировании игровой деятельности взрослыми. По мнению Г. П. Щедровицкого (1966), игра, выступая в роли особого вида деятельности, либо непосредственно задается из вне, либо складывается под влиянием внешних условий на каком-то раннем этапе развития ребенка, постепенно пополняясь и развертываясь за счет все новых внешних ситуаций и процессов его деятельности в них, ситуаций, которые частично складываются стихийно благодаря случайным внешним обстоятельствам, а частично создаются самой деятельностью ребенка. Е. Е. Кравцова (2001) предлагает разграничивать два явления – игру и игровую деятельность. Игра – это определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику и сверстника к нему. Игровая деятельность по сравнению с игрой понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, то, если ребенку создать нормальные условия жизни, он начнет играть сам.
 Но что в таком случае считать началом индивидуальной детской игры, ее первым этапом? По мнению, В. Штерна (1915, развитие игры ребенка проходит те же этапы, что и завоевание им пространства: исходя из собственного «Я», он распространяет свою деятельность концентрическими кругами на все более широкие области. Игра ребенка начинает свой путь с его собственного тела и сосредотачивается на нем, отмечает Э. Эриксон (1996). Первоначальную форму детской игры он называет аутокосмической игрой, которая заключается в исследовании окружающего мира посредством чувственных восприятий, кинестетических ощущений, вокализаций и т. д. Затем ребенок приступает к игре с предметами и овладевает «микросферой» - маленьким миром послушных ему игрушек. Еще позже «игривость» простирается на «макросферу» - мир, разделенный с другими.
 Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими исследователями. Например, в начале XX века Д. Джексон (1913) составил периодизацию детских игр, в соответствии с которой в первый период – от 0 до 3 лет – игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Это «сосание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения членов; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазание, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание и разрушение… »
 Игры второго периода развития ребенка (4 – 6 лет) также отражают характерные черты его роста и развития. Им свойственно свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради результатов, сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что с ними можно сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, в магазин, в железную дорогу, в стряпню и т. д.) .
 В третьем периоде (7 – 9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также строительные, драматические и изобразительные игры, игры в куклы и др.
 Четвертый период развития игр (10 – 12 лет) характеризуется заменой малокоопериативных игр играми кооперативными и преимущественно подвижными.
 Специфическую периодизацию детских игр можно найти также в работах Д. А. Колоцца, В. Штерна, Ж. Пиаже и др.
 В России попытки выделить и описать различные стадии развития детской игры предпринимались многими исследователями. Определенный интерес представляет, например, попытка Анто́н Семёнович Макаренко (1955) охарактеризовать стадии развития игры также в сравнении с возрастом детей. Первая стадия – от рождения до 5-6 лет – время комнатной игры, время игрушек. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного-двух товарищей. В играх этого периода развиваются личностные способности ребенка. На второй стадии – от 5-6 до 11-12 лет – предпочтение одиночной игры уступает интересу к товарищам, к групповой игре; усиливается стремление к подвижным играм на свежем воздухе и во дворе. Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива: игра принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с пониманием и принятием коллективного интереса и коллективной дисциплины.
 Обобщая результаты исследований различных этапов (стадий) развития игры, Г. Г. Кравцов (1990) подчеркивает многообразие ее типов.
 В числе первых самостоятельных игр ребенка возраста 2, 5-3 лет Геннадий Григорьевич Кравцов называет режиссерские игры. Они еще очень схожи с предметно-манипулятивной деятельностью, однако это уже настоящая игра, определяющей характеристикой которой является особая логика действий ребенка с предметами и наделение их игровым смыслом. Начальные формы режиссерской игры отличаются примитивностью сюжета, однообразием манипуляций с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и эпизодичностью. Все это резко отличает их от полноценно развитой режиссерской игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
 Почти одновременно с режиссерской игрой или чуть-чуть позже, с младшем дошкольном возрасте, возникает еще один вид самостоятельной детской игры – образно-ролевая игра. Ее отличием служит то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильно назвать игровым персонажем – образом. Ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и, воспроизводя какое-то специфическое действие или даже позу, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.
 Следующий вид детской игры, возникающий и наиболее интенсивно развивающийся в среднем дошкольном возрасте, - это сюжетно-ролевая игра. Ее источниками, по мнению Кравцова Г. Г., становится предшествующие ей режиссерские и образно-ролевые игры. Так, предметное манипулирование и управление игрушками в режиссерских играх формируют у детей способность сюжетотворчества, видения игровой ситуации в целом и умение взглянуть на ситуацию глазами разных персонажей. В то же время способность к отождествлению, развивающееся в образно-ролевой игре, - одна из фундаментальных общепсихологических способностей и имеет большое значение для творческого потенциала личности.
 Однако сюжетно-ролевая игра не является вершиной развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода возникает еще один вид – игры с правилами, в процессе которых деятельность детей приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности – учебной.
 Представленная последовательность смены игр и развертывание игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными и совершенными. Каждой фазе дошкольного периода детского развития свойственная определенная совокупность сосуществующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые формирующимся видом игры.
Роль игры в психическом развитии ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
 Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.
 В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
 Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
 Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.
 Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
 Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться. Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Комментариев нет:

Отправка комментария