суббота, 28 ноября 2015 г.

Как же играть с куклами

Здравствуйте, дорогие читатели. В прошлом сообщении я  поместила материал о роли куклы в воспитании ребенка. Немного коснулась истории куклы, хотя это самая маленькая часть. Про куклу в Интернете можно  найти огромное количество информации.
Вспоминая свое детство ловишь себя на мысли, что  чаще всплывают в памяти игры и игрушки, друзьями и подругами, а потом уже проходят лентой школьные годы: школьные события, взлеты и падения, первые симпатии…

   Спросите у любого взрослого, помнит ли он свою первую или любимую игрушку или куклу. И последует утвердительный ответ. Наши  сюжетные игры были связаны с  профессиональными действиями взрослых, с  куклами, самодельной атрибутикой для магазина, больницы, лоскутками, из которых шили для кукол одежду,  постельки. Когда играют дети за ними очень интересно наблюдать, ведь они воспроизводят то, что каждый день видят. Только благодаря одной игре можно сделать определенные выводы о том, правильно ли организован быт обычного ребенка. Я посвятила несколько часов (правда урывками) наблюдению за детской игрой, а конкретно – за игрой с куклами.  Я посетила группу среднего возраста. В игровой создан привлекательный  уголок для сюжетной игры "Семья", есть красивые куклы, одетые по сезону, посуда, кроватки и коляски.



Что еще надо для девочек? Но девчушки заинтересовались моей персоной, они знают, то я просто так не прихожу. Пришлось мне пойти на хитрость, я стала рассматривать документацию воспитателя, что-то записывать, и вскоре обо мне забыли.

Девочки направились в игровой уголок. Что же будет? Я в предвкушении  интересной игры была вся во внимании. Два лидера, Настя и  Ксения, стали распределять роли и проговаривать действия каждой играющей девочки. Немного потолкавшись, не обращая никакого внимания на красавиц-кукол, сидящих за столом, девчушки пошуршали в коробке и извлекли оттуда..- подобие кукол Барби. Почему подобие, потому что до кукол Барби они не дотягивали, просто это был китайский ширпотреб. Но это не столь  важно. Важно то, что красивым, нарядным, похожим  на малышей, куклам, они предпочли эту непропорциональную, длинноногую «красавицу». 



 Дальше мне стало еще грустнее. Сюжет игры девочек заключался не в игровых  действиях с куклой, а в диалоге между героинями игры. Девчушки 4-5 лет собирались в Париж, стоял вопрос: красить ногти или нет, какие бусы надеть… Дальше не буду рассказывать. Сюжет игры крутился вокруг нарядов Барби и ее развлечений.  Игра у девочек продолжается, а воспитатель занимается со второй подгруппой детей, и у нее нет возможности подойти и  направить игру в другое русло, подсказать новые роли, сюжет, «подкинуть» пару идей для развития  игры или изменения сюжета.

     Мы стали заложниками своего времени. Ситуация в детских садах удручающая. Количество детей в группах намного превышает норму. Воспитатели проявляют чудеса, организовывая воспитательно-образовательный процесс. Как бы не старался педагог, не хватает у него достаточно  времени для  регулирования каждого игрового действия. Вот и начинают наши малыши придумывать  такие сюжеты.

     А что же девочки? Они продолжали играть, у них уже началась фотосессия. Я молча подсела за кукольный столик и стала  «готовить» чай, накрывать стол. С сидящих кукол я сняла  кофточки, шапочки,  и посадила на стульчики. Начала с ними «диалог»: «Что  ты будешь пить? А сахар класть, а сколько ложек…» Слова я подкрепляла действиями. Вскоре  «на фотосессии» наступила тишина. Девчушки, да и некоторые мальчики, с интересом наблюдали за смешной Тамарой Степановной. Я не проявляла никакого внимания к зрителям. Первой не выдержала Настя: «А что вы делаете?». «Как что?- ответила я,- пою «дочек» чаем». « А можно я тоже буду дочкой?» «Конечно». И через пол часа у нас была уже полная семья, с папой, который ездил на работу, с дочками, которые ходили в садик и  школу. У нас была заботливая мама, которая щупала лобик «дочке», укладывала ее спать… Оставив  девочкам несколько подсказок  для продолжения игры, я ушла. Ушла, чтобы подготовить воспитателям и родителям консультации по развитию детской игры, по выбору игрушек для своих чад.


Итак, как же играть в куклы, чтобы это было увлекательно и интересно? Эта информация больше понадобится молодым педагогам и родителям, но и воспитателям с опытом  тоже полезно вспомнить лекции в училище.
Можно попробовать создать кукольную семью и воспроизводить все, чем занимается обычная семья. По желанию играющих или от количества кукол, семья может быть многодетной, могут присутствовать дедушки-бабушки, домашние животные. Игровые действия могут состоять из  расписания будних и выходных дней: завтрак, прогулка, обед, посещение родственников (если это выходной), а также посещение работы и выполнение важных бытовых дел, если это рабочий день. Ребята могут по максимуму приблизить игру к реалиям жизни.


      Многие девочки любят наряжаться, так, почему бы не наряжать своих игрушечных красавиц? Для этого понадобится множество различных нарядов. Эта игра точно увлечет девочек.
А если девочек привлечь к изготовлению нарядов, то этот процесс будет еще  интересней. Малышек можно привлечь к пошиву нарядов для своих принцесс, обучив при этом много чему полезному. Стоит сказать и о том, что такая игра отлично развивает фантазию и вкус девочки. А это весьма пригодится девушке в ее будущей взрослой жизни. Не стоит забывать, что при этом куклам можно делать различные прически.



Следующая подсказка о том, как играть в игру «куклы», это спектакль.
Для этого понадобятся игрушки, которые можно надевать на руку, ширма с окошком и текст хорошо знакомой сказки, чтобы ребенок знал слова. Но можно игру сделать еще более увлекательной, фантазируя на ходу. Так, дети могут предварительно не продумывать диалоги и сюжетную линию, а просто импровизировать на ходу. Как это делают всегда дети подготовительных игр. Я наблюдала игру в театр, и диалог между зрителем и билетером, буфетчицей возникал спонтанно, без подготовки. Это весьма полезная игра, которая не только развлекает ребенка, но еще и отлично развивает его.

     А всеми любимая ига « Дочки-матери».  Еще один вариант, как девочки играют в куклы: нянчат их. Так, девочка  выбирает себе куклу, максимально похожую на маленького ребенка, и ухаживает за ней.
Девочка своего ребенка будет поить, кормить, менять подгузники (предварительно налив туда водички – ребенок ведь описался!), укладывать спать, катать в коляске, ходить на прогулку, купать, читать сказки и много чего иного.(ссылка на видео) Опять же за такой игрой весьма интересно понаблюдать, т. к. каждая мама и воспитатель увидит в действиях девочки  модель собственного поведения в обыденной жизни и знакомые слова и словосочетания. Излюбленное  слово всех воспитателей «так», сказанное в разной ситуации, разной интонацией, часто используются девочками в играх «Детски сад», «Семья». Дети наше зеркало.

    Родителей часто может интересовать вопрос о том, как дети играют в куклы. Ведь иногда малыши желают привлечь к своей игре взрослых. Так, есть несколько подсказок для пап и мам о том, как нужно правильно себя вести и что нужно делать:
-Если ребенок еще маленький, инициативу в игре «куклы» может взять мама: она проговаривает сюжетную линию и дает толчок к началу игры. Как уже все будет происходить далее, зависит от желания ребенка. Если же ребенок знает, как именно он хочет играть, родитель в таком случае должен полностью подчиняться.
-Если малышка что-то неправильно воспроизводит, лучше спокойно объяснить, что это делается не так (например, при кукольном чаепитии девочка разливает чай не по чашкам, а по кастрюлям). Не стоит навязывать в игре детям свою точку зрения и говорить, как и что нужно делать: мама тут нужна просто для компании, а не как руководитель.

  Сегодня практически все игрушки можно купить. Это и куклы для девочек, и их одежка, и даже домики. Однако не лучше ли весь дополнительный инвентарь создать самостоятельно, вместе с ребенком? Это в первую очередь отличный способ пообщаться со своим малышом и обучить его новым навыкам. Так, для куклы из коробки можно сделать большой дом с разными комнатами и поселить там множество кукол-соседей, можно сделать предметы обихода и различную мебель, которые человекоподобным игрушкам нужны и важны. Стоит опять же напомнить, что в этом деле нужно учитывать пожелания своего ребенка и «идти» за ним, не забирая лидерские позиции на себя.

   Опишу ситуацию из нашей жизни. Когда дочери было лет 7-8, она играла во дворе с девочками постарше и  часто приходила домой обиженная.  Выяснилось, что у Наташиной куклы мало одежды и поэтому подруги ее игнорировали. Я утерла дочери слезы, и начался творческий процесс. Мы достали Наташины маленькие вещи (кофточки, платья..) и начали творить. Нашили столько платьев, кофточек, курточек и даже сапожки, что они не помещались в старую коробку. Тогда я нашла новую коробку, обклеила ее, сделала внутри перекладину, накрутила из проволоки вешалки. Весь гардероб поместился  в шкафу. На всякий случай мы пошили еще постель и постельные принадлежности с кружевами.  Гордость и желание скорее показать «богатство» распирало Наталью. Но был уже поздний вечер. Показ новинок был отложен на следующий день. На завтра, после показа, дочь пришла домой с глазами, полными благодарности и любви. «Мамочка, ты у меня самая лучшая!» Наверное, поэтому мне этот случай и запомнился, потому что мы вдвоем получили такой заряд  положительных  эмоций, что я и сейчас не могу сдержать слезы, вспоминая этот случай. Многие девочки и мальчики  могут вспомнить что-то подобное из своей  жизни. Когда мама сделала пустяк (по взрослым меркам), а для ребенка кажется, что мама милая и добрая волшебница.

      Следующий совет: Как играть в куклы с ребенком правильно? Так, стоит сказать, что по мере взросления игры малыша будут взрослеть вместе с ним. Если для девочки двух лет достаточно того, что кукла кушает и укладывается спать, то для пятилетней малышки интересней будет, если ее игрушка будет непослушной, ее нужно будет успокаивать и даже иногда наказывать. Это нормально, и так должно быть. Игры детей в куклы по мере взросления будут усложняться, обрастая новыми различными нюансами. Однако стоит сказать и о том, что не всегда безопасной является детская игра в куклы. Точнее, сами персонажи бывают весьма вредными для восприятия. Самый простой пример - кукла Барби. Красивая девушка, однако, с несколько деформированными формами и болезненным астеническим телосложением. Взрослым очень важно дать понять своему ребенку, что это всего лишь игрушка, а не объект для подражания. И если ребенок  заказывает себе новую забаву на какой-то праздник, стоит посмотреть, как выглядят данные куклы (фото, например, в детских журналах), и потом уже решать, стоит ли покупать своей малышке такую игрушку или лучше отдать предпочтение чему-то иному. В преддверии  Нового года хочется всем взрослым пожелать разумного выбора подарков для своих детей. Первый вопрос, который вы себе зададите, взяв в руки игрушку: «А для чего она? Чему мой ребенок научится, играя с этой игрушкой?».( рекомендации, что можно подарить мальчику  и девочке  на Новый год) И самое главное, не забывайте, что живое общение не заменят даже самые любимые и дорогие игрушки. Дети нуждаются в нашем внимании, ласке, добрых и теплых словах, в объятьях и поцелуях.


2 комментария:

  1. Здравствуйте, Тамара Степановна! Опять не смогла пройти мимо Вашего поста, зацепило и заставило задуматься... "О времена! О нравы!", - так и хочется сказать. Но Вы правы, мы вполне можем направить в нужное русло, помочь малышу. Надо только время и желание... Спасибо Вам за интересный пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна. Очень приятно, что такими постами, как игры с куклами, интересуются учителя. Подготовишки и первоклашки - это народ одного возраста и поэтому методы и приемы работы с ними одинаковы. Многие первоклассники в первое время тайно таскают в школу игрушки, и на переменках играют (я знаю по своим детям). Трудно им простится вот так сразу с дошкольным детством, с игрушками, которые они не выпускали из рук. Пожелаем им удачи и удовлетворения во всем - и в учебе и в игре. А нашим дошколятам мы будем и дальше прививать любовь к игре, учить их в игре, подсказывать родителям секреты воспитания, что бы в школе у детей не было трудностей.

    ОтветитьУдалить