воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Сюжетные игры по обучению детей ПДД


Сюжетно-ролевые игры для детей – это необязательно специально продуманный сценарий. Внимательнее наблюдая за детьми вы сами того не подозревая увидите сюжетную игру.
Например, посмотрите как ребенок играет в песочнице: он лепит рыбок, птичек, черепашек. Для вас это пасочки, а для него – кондитерские изделия. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, как ребенок  взбивает яйца, добавляет муку, замешивает тесто… Как похоже на ваши домашние хлопоты! А все это он придумал на основе увиденного и услышанного дома, составил кусочки воедино и создал свою модель жизненной ситуации. Если на данном этапе вы уделите обучению ребенка сюжетно-ролевой игре немного времени, ему будет гораздо проще понять, как устроен мир взрослых. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомните свое детство, когда вы могли чуть ли не круглосуточно играть в «Дочки-матери». И не надоедало! А все благодаря тому, что сюжет в игре каждый раз был новый. Именно по этой причине сюжетно-ролевые игры для детей настолько популярны. Каждая из них словно переносит ребенка  в будущее и дает возможность почувствовать себя взрослым.

Вот и я  сегодня наблюдала за внуком и заметила, что игра у него не очень «клеилась». Он достал все свои мелкие машинки, расставил их на коврике, немного «поездил» и все – дальше дело не пошло. Я спросила у него: «А что же теперь дальше?» На что он мне ответил: «Бабушка, ты видишь, у меня образовалась пробка». Он фанат машинок, у него их больше, чем в магазине, разного цвета и размера. Еще в три года он по дороге домой или в детский сад он называл марки всех встречающихся машин. Да и играет он с ними не плохо. Но вот сегодня видимо у него иссякло воображение, и он зашел в тупик с развитием сюжета. Я ему предложила совсем другой игровой материал.  Кроме  игрушечных машинок у него много книжек раскрасок с машинами. Уже раскрашенные книжки «скучали» на полке. Вот мы их и использовали. Вырезали их, наклеили на картон, сделали треугольные подставки и играй на здоровье. Самое интересное то, что он сам  вырезал, клеил. Играли мы долго, но для дальнейшего развития сюжета нам понадобилось изготовить постового милиционера, дома, заправки, автомойки и т.д. и т.п. Но это уже завтра. Думаю, что интерес у него не погаснет, захочется самостоятельно изготовить все для игры и играть дальше.

В заключение хотелось бы подчеркнуть одну деталь. Для обучения детей сюжетно-ролевой игре совсем необязательно огромное количество игрушек. Конечно, они важны, но главное – интересный сюжет, свобода действий и отличная компания!
Предлагаю несколько игр по обучению детей ПДД и использованию плоскостных автомобилей.

Сюжетно-ролевые  игры  по ознакомлению дошкольников в ПДД
«СЛУЖБА СПАСЕНИЯ»
Информационная часть
Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:
движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;
неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах.
Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты:
- Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
-Плоскостные машины, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;
Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных средств.

« КРАСНЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ»
Информационная часть
Рассказать  детям, что существует  связь между предметами и явлениями, учит  действовать по сигналу.
Вначале игра проводится с одним ребенком.
      Педагог берет два кружка – красный и зеленый. Предлагает взять ребенку игрушку машину и говорит: «Ты, Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».
На следующую  игру педагог берет подгруппу детей.
«ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ»
       Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Можно подготовить точно такой же игровой материал, как и машины. Вырезать птичку и наклеить на картон.
Педагог говорит: «Прилетели птички, птички – невелички. Все летали, все летали, крыльями махали. (Дети бегают, плавно взмахивают руками).
Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетели, зернышки клевали. (присаживаются, постукивают пальцами по коленям, или ставят на стол  плоскостные птички).
Педагог берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись! Тра-та-та, берегись, посторонись!». Дети – птички бегут (улетают) от автомобиля.

«ТРАМВАЙ»
   Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Педагог находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – желтый, красный, зеленый.
   Педагог поднимает флажок зеленого цвета и дети бегут – трамвай двигается. Дети смотрят , не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если поднят желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.
   Если желающих играть много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят.
   Педагог поднимает зеленый флажок: «Поехали!». Если детям более знаком автобус или троллейбус можно заменить трамвай другим видом транспорта.

«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Дети размещаются на столе или коврике разноцветные плоскостные автомобили.  У педагога на подставках  руках цветные  флажки.  Все дети перемещают  свои автомобили по столу или коврику ( в любом направлении), подражая автомобилю.  Педагог  расставляет  разноцветные флажки в разных местах.   Дети направляются каждый в свой «гараж».  Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным. Например: «Выезжают синие автомобили; синие автомобили возвращаются домой»..
«ЛАБИРИНТ»
Эта игра проводится , когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указаний («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено», и др.) Делается лабиринт . Можно его сделать из песка, кирпичей, камней.
В лабиринте ставят знаки. Взяв в руки плоскостные автомобили, дети проезжают по лабиринту, точно соблюдают указание знаков. Тот , кто не нарушал правил, может свободно проехать по лабиринту.
«ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ»
Игру можно проводить по разному, т.е. с разными предметами.
1.Дети строятся в три звена, на полу три обруча: зеленый, желтый, красный. По сигналу дети разбегаются и собираются на свои места. Обручи меняют местами.
2. Все дети двигаются по залу. Ведущий поднимает вверх красный флажок- дети останавливаются, поднимают зеленый – движутся, поднимает желтый – останавливаются и т.д. Игра на внимание.
3.Детям раздаются разного цвета палочки. Ведущий поднимает красный флажок и дети с красными палочками начинают бегать. Поднимается зеленый флажок- бегать начинают дети с зелеными палочками и т.д.

«МИЛИЦИОНЕР»
 Участвуют «милиционер» с жезлом, дети с плоскостными  машинами.
На полу разложены пешеходные переходы, дорожки, по которым будут переходить дети. По середине стоит «милиционер» , который жезлом показывает , что нужно делать пешеходам, шоферам, велосипедистам, т.е. ехать машинам или идти пешеходам.
Игра предназначена для закрепления правил дорожного движения.

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
      На полу разложены дорожные знаки, последовательность любая. Между знаками просто кружочки. Играют две команды. Из бумаги сделан квадрат с одной стороны красный, с кегли или флажки. Играет вся группа, по одному ходу каждому ребенку. Продвижение идет в соответствии с цветом на светофоре, дорожных знаков. В этой игре пропускаются ходы и идет продвижение вперед через один ход.

2 комментария:

  1. Тамара Степановна, очень ценный материал вы для нас подготовили. Тема очень сейчас важная и для нас педагогов и для родителей. Если мы будут играть с детьми в такие игры, то скоро наши детки будут владеть в совершенстве ПДД. Возьму на заметку себе Вашу подборку игр .Особенно впечатлил опыт общения в игре с внуком. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Антонина Васильевна, здравствуйте. С внуками, наверное, все бабушки играют больше, чем со своими детьми. Я рада, что вам понравилось мое сообщение, главное, что затрат для такой игры минимум, все под рукой.

    ОтветитьУдалить