среда, 22 июля 2015 г.

Улица детства. Дворовые площадки.

       
  Недавно мне пришлось быть свидетелем не приятной сцены. Взрослый мужчина бранился и прогонял со двора детей подростков. Я сначала возмутилась, как может взрослый командовать, где играть детям. Но в ходе разговора поняла, что подростки эти не с нашего двора, что они громко смеялись и разговаривали,  применяя в речи не нормативную  лексику.
Сейчас среди молодежи считается «круто»,  вести себя вызывающе, не обращая ни на кого внимания. Никто из присутствующих взрослых не сделала детям замечания. А этот мужчина, который гулял во дворе  со своими детьми, который  вложил в благоустройство двора свои средства и силы: завез во двор земли, посеял газоную траву, соорудил теннисный стол, он не стал терпеть хамства,  и безнравственного поведения. Настойчиво попросил уйти подростков подальше от своих и чужих малышей, игравших во дворе. Конечно, он не решил проблему воспитания подростков, но он хотя бы предпринял попытку оградить  маленьких детей от дурного влияния и примера.

 Во дворе  и на  детской  площадке дети общаются, играют. Двор - это целый мир, целая вселенная, где происходят важные события в жизни малышей.  Во дворе каждый найдет себе занятие. Дети – игры, взрослые – свободную минуту. 

 Существуют ли какие-либо правила для родителей и детей на детской площадке? Конечно, когда малыш только научился ходить,  о свободной минуте говорить не приходиться, т.к. за юными «шагоходами»  нужен глаз да глаз! С  более старшими детьми, у взрослых появляются возможность: поболтать на лавочках, что-нибудь почитать или самое интересное – наблюдать за детским миром. Последние, к сожалению, взрослые делают очень редко.

       А ведь взрослые могут смотреть и быть незамеченными, наблюдать и подмечать, быть свидетелями детских отношений, целой школы жизни, а иногда и выживания на детской площадке.
     Мы имеем возможность наблюдать, как дети взаимодействуют друг с другом, как договариваются, как ссорятся, а затем мирятся, как учатся находить компромиссы сами без помощи взрослых, как распределяют роли во время своих игр.
    Серьезному взрослому человеку может показаться, что это все такая ерунда: -Ну, играют дети между собой, так пускай играют, лишь бы меня не беспокоили, у нас у взрослых есть дела и поважнее…

      Но одно лишь наблюдение может научить многому. Случается, что мы даже узнаем в детях себя, свои черты: настойчивость или застенчивость, агрессивность или робость, смелость или трусость.

      Школу улицей проходили все взрослые. Только в наше время родители редко отпускаю детей гулять одних, опасно. Поэтому гуляя вместе с ребенком, взрослым необходимо отключить гиперопеку, постараться  меньше вмешиваться в конфликты детей. Это даст им возможность научиться выходить из сложных ситуаций самостоятельно.  Исключением являются совсем маленькие дети, которые еще не умеют постоять за себя.  Уже с 3-4 лет у ребенка появляется интерес к общению с другими сверстниками, игры на детской площадке становятся интереснее для малыша с каждым днем.  На площадке  обычно наблюдается такая картина: дети 4-6, 7-10 лет сбиваются в группы, и играют в игры по интересам. А малыши  от года,  исследуют площадку, сопровождаемые родителями, бабушками и дедушками. Дети обычно очень внимательны, с большим интересом наблюдают за всем происходящим. Подойдя к песочнице или высокой горке, карапузы внимательно наблюдают за старшими детьми. Потом соображают, что подняться на горку можно по лестнице. Ковыляют туда, и пытаются поднять свои маленькие ножки, на уровень первой ступеньки. Вот тут уж видно характер ребенка. Неуверенные дети даже пытаться не будут, а другие упорно повторяют попытку за пыткой, обходя находящуюся  рядом маму или бабушку.  Очень здорово, если малыш, оказавшись в новой среде, заинтересовался играми на детской площадке, тут же забыл про родителей и пустился по её просторам самостоятельно.

А родителям  остается лишь наблюдать и присматривать, чтобы его не толкнули и не надели на голову ведро с песком. Детская площадка – это своего рода первая среда социализации малыша, вылезшего недавно из своей коляски.
   Но есть и такие дети, которые ни за что не отпустят маму, будут стоять и не решаться сделать ни одного шага. Не переживайте, таким деткам нужно освоиться в новой для них среде. Возможно, такой малыш уже во второй раз побежит в песочницу самостоятельно, если взрослые дадут ему возможность в первый день просто посидеть на коленях и осмотреться.

        Первый раз, оказавшись в песочнице, малыши начинают заниматься тем, что лучше всего у них получается.  Догадываетесь?  Крушить, ломать все построенное, что невероятно злит детей постарше. Ведь так здорово, вот кулич есть, и вот его уже нет, а причиной этому является сам малыш! Играя со своим внуком, я наблюдала такую ситуацию. Миша играл в песочнице, строил дорогу. Играл один, т.к. дети разбежались по всей площадке и песочница не вызывала ни у кого  интереса, кроме Миши. Но через время пришли мама и двухгодовалый малыш, который сразу заинтересовался Мишиной деятельностью.

Сначала он на почтительном расстоянии наблюдал, потом подошел к песочнице и стал что-то говорить Мише. Так как речь была непонятной,  внук не обращал внимания на малыша. И вот тут случилось то, что должно было случиться – вся Мишина работа полетела прахом. Я насторожилась, готовая разнимать детей. Но Миша повел себя неожиданно для меня. Он с видом делового человека, наклонившись к проказнику и глядя ему в глаза, спросил: «Ну зачем ты ломаешь? Ты же не строил! На лучше машину, вози дрова». По лицу малыша не было видно чувства вины и раскаяния, но зато у него заблестели глаза на новую игрушку – лесовоз, которую ему дал Миша. И знаете, у них получилась хорошая  игра. Миша, как старший, предлагал идеи, а малыш подчинялся, делал то, что надо, иногда раздражая Мишу своими неуверенными действиями. Малышу очень нравилось играть, ему было интересно, увлекательно, может и не все понятно. А если бы я  и мама вмешались? Получилось бы то, что получилось? Нет. Взрослым лучше  стоять в сторонке, наблюдать и вспоминать с каким удовольствием они ковырялись в мокром песке, не хуже своего ребенка. И как здорово, без опаски, с великой радостью отпускать детей на игровые площадки, открывать в детях новые черты характера, удивляться их поступкам, рассуждениям.




6 комментариев:

  1. Тамара Степановна, какая актуальная тема! А Мишутка молодец - надеюсь, что и детский сад внес вклад в такое воспитание!))

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Тамара Степановна! Соглашусь с Ольгой Анатольевной: тема очень актуальна. Сколько раз приходилось видеть проказ подростков во дворах, наблюдать за игрой малышей. Спасибо за интересную и нужную статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна. Да, тема актуальна. Жаль детей, что они теряют такой прекрасный период своей жизни - детство. Живи, радуйся, играй, веселись. А на деле - пустое времяпровождение. Дети в это не виноваты, виноваты мы, взрослые, что создали такие условия для детства. Нам надо изо всех сил стараться помочь детям быть детьми. Жить вместе с ними их жизнью, учить, подсказывать, играть, вести беседы...Хотя нас никто не учил играть, не вел беседы. Нам было интересно и без взрослых. Об этом я написала в статье сборника.

      Удалить
    2. Тамара Степановна, Вы подняли своевременную, важную и интересную тему. Этой информацией можно смело поделиться и обсудить на родительском собрании, чем мы и воспользуемся с Вашего разрешения. А Ваш внук молодец! Он проявил недетскую мудрость и терпение, что редко встретишь в отношениях между детьми.

      Удалить
    3. Для собрания тема тоже интересная. Что смогут нам ответит родители? Миша меня и в эти выходные удивил. К нам пришел соседский мальчик, Миша с деловым видом стал показывать "достопримечательности", а когда меня увидел, говорит мальчику: "Ты не хочешь поздороваться с моей бабушкой. Ее зовут Тамара Степановна". Видно не все у детей вылетает с другого уха. Кажется, что все разговоры попусту, ан нет. Я им довольна.

      Удалить