суббота, 28 марта 2015 г.

Путешествие в прошлое

   Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе

В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. В дошкольный период ребенку  предстоит много узнать и многому научиться. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом, зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.
Главным компонентом  игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну, после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства.   Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На выбор ролей сюжетов оказывает влияние окружающая действительность: играют в заложников, спасателей, «танцы со звездами». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности. Как же изменилась игра современного дошкольника?
   На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер  и тд.,  и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк»  и т. д.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.


Такая необходимость  провести новую сюжетную игру возникла у воспитателя нашего учреждения, Татьяны Николаевны Горобец, когда она заметила, что дети стали приносить с собой  в детский сад  фигурки динозавриков, больших и маленьких, хищных и травоядных.  Просмотрев фрагменты мультипликационного фильма «Динозавр», Татьяна Николаевна предложила отправиться с детьми в прошлое, когда жили динозавры, и попытаться выяснить, почему же исчезли эти животные. Для того, чтобы отправится в экспедицию, дети познакомились с  профессиями палеонтолога, спасателя, штурмана космического корабля, астронавта.  До  обыгрывания сюжета прошла большая предварительная работа.  И вот настал день, когда дети, вместе с педагогом, которому была поручена роль командира корабля, отправились в прошлое. 


Построив космический корабль, "командир" распределил роли.


Дети сами подготовили себе чемоданчики с оборудованием, спецодежду.



В  путешествие отправились ученные  палеонтологи, спасатели, штурман - основной помощник командира, журналист,  врач и повар (а как без них)  Много интересного их ждало в пути. 


Перед полетом врач обследовала  состояние здоровья всего  экипажа, выдала  витамины.





На первую, оранжевую  планету, которая повстречалась на пути экспедиции, высадился астронавт и взял пробы воды, воздуха  и почвы.


Но возникла внештатная ситуация. У астронавта  вышел из строя инструмент, воздух в скафандре уже заканчивался, но  он не хотел  возвращаться на корабль, не выполнив задание. Тогда командир решил послать на помощь спасателя.


Ученные изучили пробы воды и почвы и пришли к выводу, что вода пригодна к использованию, но воздухом с планеты человеку дышать нельзя.



Следующая планета была голубая, и на ней спасатель при высадке обнаружил, что воздухом дышать можно и нашел целые стада мамонтов и первобытных людей. Чтобы запечатлеть все для землян,  журналист сделал снимки и написал очерк о жителях голубой планеты.


Задание заданием, но обед должен быть по расписанию. Борщ, мясо, пюре  члены экипажа ели из туб, как настоящие космонавты.


 Чуть отклонившись от курса корабль путешественников столкнулся с неизвестным небесным телом , получив пробоину. Пришлось прямо в полете заняться ремонтом.



И вот она - последняя планета, планета погибших динозавров. Из фрагмента мультфильма дети узнали, что причиной гибели динозавров стал упавший метеорит. Ни одного взрослого динозавра не было обнаружено, только яйца с не родившимися динозавриками. Дети помогли динозаврикам родится и самое большое яйцо взяли с собой на Землю.


После окончания игры дети получили на память желейные фигурки  динозавриков.





4 комментария:

  1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
    Очень часто бываю в вашем саду на МО, всегда остаются приятные воспоминания. А сейчас рада знакомству с вами, как с блогером.
    Спасибо за такое увлекательной путешествие, столько освещено образовательных, воспитательных задач. Вот такие игровые ситуации всегда будут интересны детям!

    ОтветитьУдалить
  2. Тамара Степановна, спасибо вам за репортаж, а Татьяне Николаевне за ведущую роль в таком интересном путешествии!!! Хочется брать пример с таких воспитателей!

    ОтветитьУдалить
  3. Тамара Степановна, спасибо вам за репортаж, а Татьяне Николаевне за ведущую роль в таком интересном путешествии!!! Хочется брать пример с таких воспитателей!

    ОтветитьУдалить
  4. Тамара Степановна, добрый день! Примите от меня награду вашему блогу — Liebster Blog Award. Это эстафета для знакомства и общения начинающих блогеров. Для получения пройдите пожалуйста по ссылке http://moment-beauty.blogspot.ru/2015/04/liebster-blog-award.html

    ОтветитьУдалить