суббота, 10 октября 2015 г.

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности

Как быстро летит время. Совсем недавно мой внук был крохой, а уж не за горами школа. Я за него переживаю больше, чем родители. Как он будет там в школе, будет ли понимать учителя, сможет ли найти контакт с новыми сверстниками. Такие переживания у каждого взрослого, кто провожает свое чадо туда – в школу.
 То, что часто хотят видеть учителя в своих учениках, а именно – умение читать, писать, считать, мы умеем, но вот насчет 100% сформированности  элементов учебной деятельности  нам  еще далековато. Летом я посетила мастер-класс  «Писать красиво не легко»,  учителя начальных классов Надежды Александровны  Самойловой, автора блога «АЗБУКА СЕРДЦА» .  Мы, дошкольники сразу поинтересовались у нее, надо ли уделять внимание письму в детском саду. На что Надежда Александровна сказала, что лучше всего научите их ориентироваться на листе бумаги и правильно держать ручку или карандаш и побольше уделяйте вниманию штриховке, остальному мы их научим в школе.
    Известно, чем раньше ребёнок научиться  размышлять и сравнивать, чётко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе. Развитые дети к тому моменту, когда собираются идти в школу уже усваивают  такое количество информации о себе, о своей семье, окружающем мире, о котором мы, взрослые, даже не подозреваем. В возрасте до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно его организовать, то скорость обучения и результаты окажутся высокими. Обучение, как мы знаем, не является самоцелью, а только способом, который помогает ребёнку войти в социальную жизнь и активно в ней существовать. Самой эффективной деятельностью для такого вхождения в мир других людей является игра. Игра для ребёнка является особой, необходимой для нормального развития школой, моделью реальной жизни, хотя возможны в ней и волшебные превращения, чудеса. Можно утверждать, что игра проходит определённые периоды становления.

    До 3-х лет игра представляет собой манипулирование предметами. У ребёнка развивается координация движений.
    В среднем дошкольном возрасте уже появляется сюжетно-ролевая игра, смысл которой заключается в разделении ролей.
     В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всём многообразии игр, это и сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные, творческие, режиссерские, игры-драматизации, народные, хороводные, развивающие, игры с готовым содержанием, и с правилами. А также подвижные игры и спортивные развлечения, игры-экспериментирования с разными материалами. И задача  взрослых– создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, а также постоянно обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышая этим влияние игры на его развитие.   

    Многие родители считают игру бесценной забавой, отдыхом, ну мы то с вами знаем, что если ребёнок не научится играть, если его не радуют и не привлекают игрушки, он не может создать сюжетно-ролевую игру и привлечь к ней своих друзей, у ребёнка не будет успехов и в «серьёзной деятельности».

     И в качестве основных элементов игровой деятельности, которые складываются к концу дошкольного детства и могут служить показателями уровня готовности ребёнка, можно выделить следующее:
1. Появление произвольности в поведении и познавательных процессах;
2. Способность действовать по образцу;
3. Умение слушать и выполнять инструкцию воспитателя;
4. Умение оценить свою работу и работу других детей;
5. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослых;
6. Способность к общему способу действия в условиях решения условного типа задач;
7. Способность осуществлять контроль за собственными действами.

    Игры по правилам одна из поздних форм игры. Она непосредственно предшествует учебной деятельности младших школьников и может служить основой для безболезненного перехода от игры к обучению. Главное в ней – это для ребёнка возможность взять на себя роль, в ходе проигрывания которой преобразуются действия ребёнка и его отношение к действительности, т. к. игра социальна по происхождению и служит способом освоения социокультурных правил общества. Часто дети добровольно и с удовольствием учатся подчинять свою деятельность в игре. В дальнейшем помимо умения подчиняться единым для всех правилам, произвольность позволит самостоятельно, инициативно и творчески относиться к любой новой деятельности, в том числе и к учению в школе.

    Кроме игр с правилами, существуют и другие игры и упражнения, направленные также на формирование предпосылок учебной деятельности. Например: сюжетно-ролевая игра. О ней я рассказывала в своем блоге, в сообщениях  «Еще раз о детской игре», «Мир сожетно-ролевой игры»
     Велика роль и режиссерских игр (так называются потому, что в них ребёнок не берёт на себя роли, а действует от лица кукол, игрушек, действует за них). Они помогают детям научиться видеть и оценивать ситуацию с разных позиций, что требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, обдумывать действия, сдерживать свои движения, используют в игре игрушки-заменители, наделяя их воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского творчества.

   Теперь о значимости конструктивных игр, которые постепенно превращаются в трудовую деятельность, где ребёнок конструирует, создаёт, строит что-то полезное, нужное. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление, у ребёнка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. К концу дошкольного возраста в трудовой деятельности, детей появляются новые черты: интересует уже не только непосредственный результат своей деятельности, но и то значение, которое она имеет для других людей.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отмечаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету. План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игр в том, что помогают глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

   У детей 6-7 лет эта игра часто становиться спектаклем, это новое и более сложное, которая показывается для кого-то (для детей других групп, для взрослых). Здесь можно видеть переход от игры к драматическому искусству. У детей появляется своё отношение к спектаклю: они стараются правильно передать образ героя, выразить своё отношение к нему.

   Известно, что ребёнок обладает уникальной чувствительностью и интуицией. Он мало знает и много и тонко чувствует. И эта способность позволяет ему по - своему ощущать мир. Но самая поразительная способность – занять в этом мире позицию творца. В детстве она направлена не на преобразование мира, а на создание собственного духовного «я». И именно игра. Позволяя ребёнку самовыразиться, самореализоваться, тем самым способствует становлению высшего «я».
Хочется надеяться, что игра станет истинным другом и помощником.

Комментариев нет:

Отправить комментарий