вторник, 15 сентября 2015 г.

О детской игре

 
 На сайте  центра профессиональных технологий  «FIDEM», где размещены консультации педагогов психологов и логопедов, я прочла очень интересную и статью детского и подросткового психолога  Шалапановой Владиславы  Олеговны, познавательную, как для педагогов-дошкольников, так и для родителей.   Предлагаю вашему вниманию эту статью и некоторые советы родителям, актуальных для развития  деткой игры.

     Игра – неисчерпаемый инструмент развития ребенка и ведущая (то есть самая важная) деятельность дошкольника. Часто на протяжении и всей начальной школы ребенок продолжает играть, что положительно влияет на формирование его личности и социальной зрелости. Для детских психологов игра еще и огромный ресурс для выявления трудностей маленького человечка, понимания их возникновения и механизмов сохранения, а также игра – один из мощных способов преодоления проблем и изменения поведения ребенка.

    Порой наблюдение за игрой – самый эффективный способ увидеть, что происходит с вашим чадом, что его волнует, что беспокоит. Отвечая на письма, беседуя с родителями на очных консультациях, психологи отмечают, что многие родители внимательны к рисункам своих детей. Например, «Мой сын у всех живых существ рисует огромные глаза, что это может значить»; «После рождения второго малыша старший все время рисует только меня (маму) и себя, стоит ли беспокоиться», - вопрошают взрослые. Это дает возможность вовремя увидеть проблему, начать работать с ней как можно раньше, а значит – потратить на ее решение меньше времени, не позволить отразиться возникшим сложностям на развитии и личности ребенка. И так редко-редко находятся взрослые, которые говорят о том, что они заметили тревожные сигналы в игре своего чада.

   Именно на эти «звоночки» мне бы хотелось обратить ваше родительское внимание. Когда ребенок находится в состоянии физического и эмоционального благополучия, игры у него тоже добрые и радостные: в заботливых маму и папу, в добрую учительницу, в положительных героев сказок и т.п. Но стоит случиться чему-то тревожному, пугающему, причиняющему боль как сразу в игре появляются другие мотивы. Наверняка многие из вас отмечали у своих детей всплеск интереса к игре во врача после болезни, особенно если эта болезнь была тяжелой для малыша. Ставятся мишкам и куклам бесконечные уколы, проигрываются долгие уговоры попить еще хотя бы чуть-чуть, понарошку проливаются слезы.
    Мы не всегда рядом с нашими детьми, они ходят в садик, а затем и в школу, остаются у бабушек и дедушек, проводят время в гостях у друзей, и порой мы не знаем, что с ними происходит. Наблюдая за игрой, мы можем увидеть и как общаются с малышом другие взрослые, и какие сюжеты сказок волнуют его воображение, и какие трудности он испытывает. Сильная травмирующая ситуация найдет отображение в его играх. Ребенок, на которого часто кричат, будет делать тоже в игре; ребенок, которого много и часто критикуют, с большой долей вероятности будет проговаривать это со своими куклами, или роботами, причем используя те же слова; ребенок, чрезмерно напуганный вероятностью попасть под машину, может сбивать игрушечным транспортом игрушечных же персонажей и т.д., и т.п.
При этом важно учитывать два момента. Во-первых, чаще всего дети проигрывают то, что происходит с ними самими, но бывает и так, что ребенок просто увидел где-то ситуацию (в саду, на улице, в телевизоре) и перенес увиденное в игру. В любом случае, то, что он отображает, вызвало в его душе какие-то эмоции (удивление, страх, интерес и т.д.) Во-вторых, ситуации вызывающие у ребенка беспокойство, проигрываются многократно. Говорим здесь не о просто любимых играх (в семью, в магазин), а именно о тревожных повторяющихся элементах сюжета: причинении кому-то вреда, обмане, стремлении напугать и т.д.

      Ваше внимание, уважаемые родители, хочу обратить также на игры, в которых постоянно присутствуют сильные эмоции, в первую очередь злость и страх. Если ребенок постоянно выбирает игры, где кого-то убивают, что-то постоянно разрушается, взрывается, не стоит сразу запрещать играть в это и отнимать атрибуты, необходимые для такой игры. В данном случае ребенок просто нашел для себя приемлемый и безопасный для окружающих способ выражения агрессии. Прекратить такую игру не значит прекратить чувства, которые ребенок в ней отображает и, возможно, испытывает. Значит, велика вероятность того, что маленькому человеку придется подсознательно искать другой путь для выхода своих эмоций и каким он будет нам не предсказать. Это может быть и порча вещей, и драки с другими детьми, и повышенная плаксивость и обидчивость (да-да, не удивляйтесь, обида – всего лишь обратное проявление гнева), и многое другое.

    Если не запрещать, то, что же тогда делать, спросите вы. Лучшее, что вы можете сделать в подобной ситуации – наблюдать и анализировать. Попытайтесь понять, почему так важно вашему чаду играть именно в такие игры: не проявляет ли к нему кто-либо излишней жесткости, или даже – жестокости, нет ли у него опыты наблюдения за не слишком корректными ссорами взрослых, не подвергается ли он постоянным нападкам в саду или школе, нет ли какой-то ситуации, которая порождает в ребенке гнев, который он не может выразить. Такими ситуациями могут многие изменения в жизни: рождение брата или сестры, развод, переезд и, следующая за ним смена окружения, - любые значительные события могут порождать самые разные и порой нелогичные для нас эмоции, в том числе и злость. Не стоит сбрасывать со счетов и тот поток информации, которым вы окружаете своего ребенка. Всевозможные мультфильмы про битвы героев, единственная цель существования которых - уничтожить друг друга; компьютерные игры-«стрелялки»; телевизионные программы, рассказывающие о насилии и бедах – все они влияют на формирование мировоззрения ребенка. И все они как будто спешат сообщить ему, что мир – это опасность и единственный способ в нем выжить – быть агрессивным.

     Все те же факторы и события, которые были перечисляли выше, а также многие другие могут быть благодатной почвой не только для формирования агрессии, но и для появления различных страхов. Большое значение для появления тревожно-мнительного поведения у детей имеют страхи самих родителей, их поведение в отношении ребенка. В игре ребенок может проговаривать свои страхи («Вот сейчас Баба Яга придет и съест тебя», «Не будешь маму за руку держать – под машину попадешь»); проигрывать пугающие ситуации, помогая себе хотя бы понарошку справиться с ситуацией; постоянно брать на себя роли смелых и храбрых героев, примеряя на себя и постепенно осваивая их поведение.

Основа любого страха – нарушение чувства безопасности: ребенок боится причинения ему боли, физического или морального вреда, нелюбви близких, отвержения друзей и т.д. То есть, его страшат те неприятные изменения в жизни, здоровье и отношениях, с которыми он может не справиться. Когда появляется опасность - пропадает стабильность и многие игры, в которые любят играть дети со страхами как раз и помогают им вернуть ощущение надежности, стабильности, защищенности.

  Одна из таких игр – прятки. Многократное исчезновение и возникновение пропавшего, подсознательно как бы подтверждает, что все утраченное может быть возвращено. Еще один из способов стабилизации пространства – его уменьшение. Всевозможные игры в «домики» позволяют создать защищенную и контролируемую безопасную территорию. Дети, подверженные страхам, любят играть в шкафах, под столами, часто стремятся залезть за диван или в любое другое небольшое пространство. Особенно это проявляется в новых, незнакомых местах. А еще такие ребята очень любят строить всевозможные ограждения и крепости, часто запрещают их ломать. Цель игрушечных стен все та же – она позволяет строителю неосознанно выстроить границы своего мира, где нет места опасности и таким образом как бы защитить себя.

   Конечно, я не буду утверждать, что за любым игровым действием нужно видеть какой-то тайный смысл. Вполне возможно, что многократное сбрасывание героев с высоты осуществляется ребенком лишь для исследования траектории падения тела, а огромная любовь к пряткам может быть продиктована тем, что это единственная игра в которую с удовольствием играют с малышом взрослые.
В детской игре может быть очень много целей и смыслов, и я лишь хочу обратить ваше внимание на то, как важно и интересно бывает понаблюдать за игрой вашего чада, на то, что это может быть еще одним способом понимания его состояния, интересов и проблем. 

Несколько советов родителям 


1. Открытие для взрослых.Для родителей будет открытием то, что ребенок не умеет играть. Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо этому научить. Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием, показывая примеры действий, обогащает опыт ребенка. При этом очень важно вовремя оставить ребенка наедине с игрушкой, позволив игре развиваться уже без участия взрослого.

2. Учите играть с другими детьми.Очень важная задача взрослых - найти ребенку товарищей по играм и научить его играть вместе с другими детьми.

3. Компьютерные игрыМного споров вызывают компьютерные игры. Одни родители и педагоги относятся к ним резко отрицательно, другие - положительно. Во-первых, от них уже никуда не деться, и дальше нас ждёт только совершенствование и развитие этой области игр. Во-вторых, современные компьютерные игры, грамотно сделанные профессионалами не являются пустой тратой времени. Здесь и логика, и скорость, и мышление - и всё это на высоком технологическом уровне. К тому же сейчас вполне доступны так называемые он-лайн игры, практически бесплатные и сделанные на высоком уровне. Например, игры-гонки: какой мальчишка не хочет испытать себя на гоночной трассе. Когда-то достаточно было простенькой машинки, потом появились механические симуляторы (жуткий был дифицит), сейчас всё это на новом уровне. Главное, во всём соблюдать меру. собственно, как и в играх с любыми игрушками.

4. Игрушка должна быть простой, но "действующей".Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то сама игра окажется просто упражнением или времяпрепровождением, а не активной, творческой деятельностью. Чем более определенной по способу употребления и завершенной по своей конструкции является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. С игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Игрушки, более простые в конструктивном решении и менее определенные в способах действия с ними, допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для хорошей игрушки. 

5. Научите ребёнка пользоваться игрушкой.Прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с ребенком, показав ему, как действовать с ней.

6. Игрушки можно делать самим.Помимо разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине, детям необходимы такие, которые можно сделать самим (конечно, не без помощи взрослых), например из природного материала (его тоже интересно собирать, если рядом взрослый). Ребенок, обладая фантазией, мысленно превращает любую находку в желательный образ: листья - в деньги, камешки - в сахар, прутики - в макароны... Играя, ребенок непременно творит, фантазирует. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело - фантазия ребенка дополнит действительность.

7. Лучшие игрушки - ролевые.Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.).В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью.

8. Участвуйте в играх с игрушками.В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого персонажа или предмета. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые скорлупки. У куклы должна быть своя куколка - сделаем из носового платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик.



Источник : http://pyat-pyat.ru/igra.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий