суббота, 22 августа 2015 г.

Безопасность на дорогах


     
Вот и лето прошло. Совсем недавно я размещала пост о начале каникул, и вот учебный год не за горами. Школьники возвращаются в города, дошкольники тоже с родителями, возвращаясь с моря,  выстроились в километровых пробках. Водители авто с огорчением думают о сентябре, т.к. детей на дорогах прибавится, а значит возрастает риск ДТП.


     Что бы избежать трагедии, соблюдение ПДД у детей должно быть доведено до уровня автоматизма. Это значит, что все действия на дороге ребенок должен выполнять не задумываясь. Например, у внука  есть «волшебная фраза», которую он совершенно автоматически произносит перед каждым пересечением дороги: «горит зеленый свет, можно идти!». Это не что иное, как результат   монотонного повторения его мамы  со времен прогулок с коляской.

  Это очень важный момент, ведь правила поведения на дороге существуют вовсе не для того, чтобы их нарушать. И если в данном месте переходить дорогу запрещено, то это значит, что делать этого нельзя даже при отсутствии машин, даже если очень опаздываете, даже если «мы аккуратно и быстро» и «это один раз». Помните, что разовое нарушение – это тоже нарушение. Ни одно опоздание не стоит человеческой жизни.
     Помимо того, и дочь и я  стараемся  обращать внимание  внука на других людей, которые дорожные правила нарушают. Возможно, это не очень красиво, но их мы между собой называем «глупышами», хотя, оно ведь так и есть.
      Наилучший метод обучения правилам дорожного движения, безусловно, — игровой. Таким образом, дети отлично запоминают любую информацию. В нашем детсаду периодически проводятся занятия по дорожной грамоте в интеграции всех образовательных областей.  В эту пятницу во всех возрастных группах прошли итоговое занятия в форме развлечений. 
Представляю небольшой фоторепортаж.

В средних группа на развлечении проказничала Лисичка, которая украла светофор, что привело к хаосу на дорогах.
А ребята старших групп учили старенькую Бабу Ягу правилам   дорожного движения.
Она даже и подозревала о таких.
"Дорожные знаки"
Танец со знаками, который подготовила музыкальный руководитель Гончарова Светлана Алексеевна.
Подвижная игра "Красны, желтый и зеленый"
Очень на хочется Бабе Яге отдавать героям сказочной страны, кукле Маше и Петрушке,  такой "симпатичный светильничек"
 

  Также хорошими помощниками будут и книжки. Конечно, не стоит искать правила дорожного движения для водителей, ведь сейчас очень много изданий с яркими иллюстрациями и стихами, которые легко запоминаются.  Полезно периодически проговаривать с ребенком некоторые строчки из стихов, у нас это «Если красный – нет пути, красный свет – нельзя идти» и «Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно».
Можно использовать и ролевые игры – при помощи игрушек моделировать различные ситуации, объяснять, кто из персонажей ведет себя правильно, а кто нет, изучать новые правила.
     Во время прогулок и поездок обращайте внимание малыша на дорожные знаки. Может, ребенку и не к чему знать об обозначениях главной и второстепенной дорог (хотя, многие мальчики этим и интересуются), но такие знаки, как «пешеходный переход», «подземный переход», значения сигналов светофора и т.д. вполне можно показывать.
    Как и в ситуации с этикетом, начинать следует с себя. И если вы осознаете, что сами не всегда соблюдаете правила дорожного движения, то сейчас самое время менять свое поведение.
     Я не знаю, что думают психологи по этому поводу, но я несколько раз показывала внуку голубей, которых задавила машина. Но это работает.
    Если на страничку моего блога заглянут родители, то предлагаю им консультацию  по дорожному движению
Уважаемые родители! Эта страница для Вас  и  ваших детей.  
Правила для родителей
Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка. Предложенные ниже рекомендации рассматривают типичные дорожные ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей. 
Главная опасность — стоящий автомобиль!
Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
 Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
 Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др.  может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
 Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
 И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
 «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, , прислушаться — и только тогда переходить улицу.
 Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
 На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
 Помните!
 Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.
Был в моей практике такой случай: родители в выходной возвращались с детьми домой из гостей. Машина, на которой они ехали, попала в ДТП. Хорошо, что все обошлось, но были нарушены правила перевозки пассажиров. Дети должны быть пристегнуты и сидеть в детском автомобильном кресле. Это не было выполнено водителем, но наказание понес детский сад. Плохо работают сотрудники с родителями, что они подвергают жизнь ребенка опасности. Так вот советы папам и мамам, которые перевозят детей на авто.
Советы родителям. 
Папа! Папа! Не забудь,
Меня к креслу пристегнуть!
Как часто приходится наблюдать такую картину: утром, мамы и папы завозят своих драгоценных детишек в детский сад. Малыш гордо базируется на переднем сидении автомобиля, рядом со счастливым отцом, и никто из них не пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом вопросе более «ответственны», они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят на задние сидение. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сидении сидит взрослый человек.  Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину, автолюбители все чаще уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из бутылки». Помните, что удар длится десятую долю секунды, перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед и его. И он просто расплющит собой ребенка... Гарантия безопасности наших детей только одна — специальное автокресло.    К сожалению, отечественные производители не выпускают детские автокресла. А импортные сиденья недешевы. Как правильно ставить детское кресло в автомобиле? Это зависит от возраста ребенка. Малыши до одного года обязательно должны ехать, полулежа и против хода! Разворачивать детское кресло по ходу движения можно, когда ребенок вырастет настолько, что его ножки станут упираться в спинку автомобильного сиденья. Как правило, это происходит к двум годам. 
Внимание! При эксплуатации детского автокресла строго следуйте инструкции! Проконсультируйтесь по интересующим вас вопросам с продавцами магазина, ведь на кону жизнь ребенка!  
Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты советуют: перевозить маленького пассажира именно там, а если взрослый держит ребенка на руках, то рекомендуют сесть боком на сиденье, спиной к дверце. Ребенка держите на коленях ножками вперед.
Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, и на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства.
Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров! Удачи на дорогах! 

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»
В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТП  без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ..
1. Дорогу из дома в детский сад.
2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.
3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.
4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители!
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Всегда ли мы, взрослые, подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус?
Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!
УЧИТЕ РЕБЕНКА:
-не спешить при переходе улицы;
-переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает;
-прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.
     Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
    Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.
Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице.
     Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:
- настольные игры: «Мы едем по улице», «Знаки не дорогах», «Учись вождению», «Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.;
-диафильмы: «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алеш-кин велосипед», «Дед Мороз - - регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа —милиционер», «Похождения Тимы» и др.;
-детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа -милиционер» С. Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь — автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;
-альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ИМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦАХ:
-понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении;
-предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.;
чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;
-объясните детям свое поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях.
Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.
Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения.
Ребенок должен усвоить: кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП.
Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и транспорте:
·         играй только в стороне от дороги;
·         переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;
·         переходи улицу только шагом, не беги;
·         следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;
·         посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо;
·         не пересекай путь приближающемуся транспорту;
·         машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части; трамвай всегда обходи спереди;
·         входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
·         не высовывайся из окна движущегося транспорта;
·         выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
·         не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
·         если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.
  
Предлагаю вам дидактическую игру по ПДД «Дорожное лото с загадками». Данная разработка будет полезной воспитателям старшей и подготовительной к школе группам. Вашему вниманию предлагается дидактическая игра, которая  направлена на развитие и укрепление у детей знаний о дорожных знаках.
 Цель: Развивать и укреплять у детей знание о дорожных знаках. Развитие речи, внимания.
 Игровой материал: Игра состоит из 27 карточек с загадками, трех игровых карточек с изображением знаков и правил игры.

Дидактическая игра по ПДД «Дорожное лото с загадками»
 Ход игры: Воспитатель рассказывает о правилах дорожного движения и о значении каждого знака, или предлагает детям вспомнить и рассказать о них, затем дети должны ознакомиться с правилами игры и приступить к игре.

Правила игры: «Дорожное лото с загадками». В игре могут принимать участие два или три человека. Проводит игру ведущий. Он читает детям загадки в случайном порядке. Играющие должны разгадать загадку и, если у них на карточках есть изображение ответа, то должны назвать ответ вслух. При правильном ответе карточка становится на игровую карточку.

Игра считается законченной, если у участников игры все знаки на игровых карточках будут заполнены карточками, а выигравшим считается тот, у кого игровая карточка заполнится первой.

Такая дидактическая игра по ПДД «Дорожное лото с загадками» поможет детям закрепить знания о дорожных знаках.
Игровые карточки.


Карточки с загадками.







Автор: Коробейникова Анна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №22 «Гнездышко», г. Елабуга, РТ.

Видеоролики  для обучения ПДД в детском саду и дома:       

Материал для чтения и игр с детьми
Загадки .docx (117.43 КБ)

 



 

5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Тамара Степановна, замечательный пост, очень полезный как для родителей, так и для воспитателей. Достаточно часто встречаю на дороге детей школьного возраста и взрослых, которые совсем не обращают внимания на знаки светофора. Пару раз даже хватала юнцов за капюшоны, спасая тем самым от летящих по дороге машин. Для того, чтобы наши дети соблюдали ПДД, в первую очередь их должны соблюдать взрослые, особенно родители.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Наталья Михайловна, Вы совершенно правы. Сколько дается знаний в детском саду, но практики то ведь родители. И ребятишки глазам верят больше, чем ушам. Как поступают мамы и папы, так будут делать и дети. А статистика ужасна. До слез жалко детей, родителей да и водителей, которые попадают в ДТП. Не всегда ведь бывает виноват водитель. Мгновение - и ничего уже изменить нельзя. Нам нужно больше работать с родителями в этом вопросе.

    ОтветитьУдалить
  4. Сегодня, 1 сентября, при переходе дороги, наблюдала такую картину: На красный сигнал светофора переходила дорогу бабушка, волоча за собой внука. У них завязался диалог.
    Внук: Бабушка, зачем мы пошли на красный свет?
    Бабушка: Так машин же близко от нас нет.
    В это время за их спинами промчалась пара автомобилей.
    Внук: Вот же машины!
    Бабушка ничего не ответила.
    Таких ситуаций наблюдаю огромное количество, когда дети поучают взрослых, тащащих своё чадо через дорогу на красный сигнал светофора. Жаль, что у детей нет физических сил противостоять рядом идущим взрослым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже часто вижу такие ситуации. Но есть, и не мало, мамочек, которые озвучивают свои действия при переходе дороги. " "Посмотрели...загорелся зеленый....нам можно...мы пошли..." Думаешь: "Какая мама молодец". И когда это ежедневно и еще слова не расходятся с делом, тогда можно не тревожится, когда ребенок пойдет в школу. Он сам не нарушит правила и еще и своим попутчикам подскажет.

      Удалить