вторник, 5 апреля 2016 г.

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности

Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
А.Л.Венгер.
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога.

Подходит к концу еще один учебный год, год, очень ответственный для наших «подготовишек». Ведь они простятся с детским садом и пойдут учиться  в школу.  Очень волнительно. Особенно мне, как бабушке будущего первоклассника. Для того, чтобы учеба была ребенку в радость, необходимо уже в дошкольном возрасте об этом позаботиться.  Многие взрослые ошибаются, когда утверждают, что считающий и читающий ребенок готов к школе.
В этом утверждении  упускается  важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности. Учебная деятельность - достаточно неоднозначное понятие, которое иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий

    Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО.


 При составлении модели выпускника ДОО одним из условий ФГОС является:
·      -   формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;
·       - овладение основными культурными способами деятельности.  Будущий ученик проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
·         - обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
·        - достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
·         - может контролировать свои движения и управлять ими;
·        способен к волевым усилиям;
·      - проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В практике сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:
·          - в игровой деятельности;
·          -  в процессе специально организованного обучения
.
     О второй концепции мы пока говорить не будем, т.к. специально организованные занятия могут провести не все, а вот организовать игровую деятельность – это под силу как педагогам – дошкольникам, так и родителям, дедушкам и бабушкам.


     Игра - прекрасный способ сделать процесс обучения увлекательным, а значит, и более эффективным.   Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок фор­мируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со свер­стниками, пробует свои силы и возможности.


   Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики свобод­ной игровой деятельности — играют неоценимую роль в форми­ровании личности будущего школьника. Игры делятся на две больших группы: творческие и игры с правилами.  Если сюжетно-ролевые игры (творческие игры) оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами проис­ходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуа­ций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.


В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять. Чтобы ее решить, необходимо выполнить определен­ные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая буду­щему школьнику произвольность поведения и общения со взрослы­ми и сверстниками.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько усло­вий:
    четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
    занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать
играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, прояв­лять интерес к действиям ребенка;
    во время игры давать ребенку возможность быть в роли как уча­стника, так и ведущего;
    варьировать задания и правила игры, развивая способность про­извольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменени­ем игрового содержания;
    обязательно поощрять победителя игры.

 На сайте  http://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/podgotovka-k-shkole.php  на страничке «Подготовка к школе» имеется множество интересных развивающих игр для подготовки  дошкольников к школе. Предлагаю некоторые из них, чтобы вызвать  ваш интерес к этому сайту.

Предлагаемые упражнения подойдут  для индивидуальных занятий родителей и педагогов с детьми. Все игры на внимание для удобства разбиты на группы по типам. Предлагаемые  упражнения могут быть использованы также для коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы внимания, дефицит внимания (синдром дефицита внимания).
·      
Подготовка к школе. Часть 1. 

11 комментариев:

  1. Спасибо, Тамара Степановна, с удовольствием познакомлю заинтересованных мам и бабушек с опубликованным материалом. Отправилась по ссылкам, надолго там и осталась. Спасибо, очень интересные обучающие и развивающие игры

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна. Я сама вместе с Мишей тоже "зависаю" на этом сайте. Не нужно лишних слов, объяснений... Ребенка привлекает яркость, условия выполнения задания.

    ОтветитьУдалить
  3. Тамара Степановна, спасибо за знакомство с новым ресурсом:) Нужно будет внимательно изучить предлагаемые игры и упражнения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна. Буду рада, если ресурс принесет Вам удовольствие и будет полезен в работе.

      Удалить
  4. Тамара Степановна, великолепный ресурс! Огромное Вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, задание интересные и не только для "подготовишек", могут их выполнять и дети 6 лет.

      Удалить
  5. Тамара Степановна, с интересом просмотрела предложенный ресурс. Многие варианты упражнений заинтересовали, взяла на заметку, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Тамара Степановна, большое спасибо за пост и ссылки на интересные игры! Добавлю в закладки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, здравствуйте. Я думаю, что Вашим мальчишкам будет интересно поразгадывать задания. Хотя они привыкли к более серьезным вещам.

      Удалить