Быть готовым к школе –
это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться.
А.Л.Венгер.
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога.
Подходит к концу еще один учебный год, год,
очень ответственный для наших «подготовишек». Ведь они простятся с детским
садом и пойдут учиться в школу. Очень волнительно. Особенно мне, как бабушке
будущего первоклассника. Для того, чтобы учеба была ребенку в радость,
необходимо уже в дошкольном возрасте об этом позаботиться. Многие взрослые ошибаются, когда утверждают,
что считающий и читающий ребенок готов к школе.
В этом утверждении упускается важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности. Учебная деятельность - достаточно неоднозначное понятие, которое иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий
В этом утверждении упускается важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности. Учебная деятельность - достаточно неоднозначное понятие, которое иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий
Развитие у детей навыков учебной деятельности является
условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в введённом
с 01 января 2014г. ФГОС ДО.
При составлении модели выпускника ДОО одним из условий ФГОС
является:
· - формирование универсальных учебных действий (УУД)
у дошкольников на пороге школы;
· - овладение основными культурными способами
деятельности. Будущий ученик проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
·
- обладает развитым
воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
· - достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки
грамотности;
· - может контролировать свои движения и управлять ими;
·
способен к волевым усилиям;
· - проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В практике сложились 2
концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:
|
· - в игровой деятельности;
· - в процессе специально организованного обучения
.
О второй концепции мы
пока говорить не будем, т.к. специально организованные занятия могут провести
не все, а вот организовать игровую деятельность – это под силу как педагогам –
дошкольникам, так и родителям, дедушкам и бабушкам.
Игра - прекрасный способ сделать процесс
обучения увлекательным, а значит, и более эффективным. Игра имеет самое
непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть
все, что необходимо для полноценного развития ребенка.
И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его
в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы
в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками,
пробует свои силы и возможности.
Самостоятельность, активность,
саморегуляция - важнейшие характеристики свободной игровой
деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности
будущего школьника. Игры делятся на две больших группы: творческие и игры с
правилами. Если сюжетно-ролевые игры
(творческие игры) оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность
дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым
непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью
и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное
моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в
значительной степени приближенных к будущей учебной
деятельности.
В любой
дидактической игре всегда есть игровая задача,
которую ребенку следует понять и принять. Чтобы ее решить,
необходимо выполнить определенные действия (сравнить,
проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с
правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных
действий, выполнения одновременно нескольких условий, в
таких играх развивается и необходимая будущему школьнику
произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать
несколько условий:
четко и выразительно разъяснять
детям задачу и правила игры;
занимать в игре позицию
равноправного партнера. Сопереживать
играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
во время игры давать ребенку
возможность быть в роли как участника, так и
ведущего;
варьировать задания и правила
игры, развивая способность произвольно
перестраивать свое поведение в соответствии с изменением
игрового содержания;
обязательно поощрять победителя игры.
На сайте http://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/podgotovka-k-shkole.php на страничке «Подготовка к школе» имеется
множество интересных развивающих игр для подготовки дошкольников к школе. Предлагаю
некоторые из них, чтобы вызвать ваш интерес к этому сайту.
|
Предлагаемые
упражнения подойдут для индивидуальных занятий родителей и педагогов с
детьми. Все игры на внимание для удобства разбиты на группы по типам.
Предлагаемые упражнения могут быть использованы также для коррекционных
занятий с детьми, имеющими проблемы внимания, дефицит внимания (синдром
дефицита внимания).
·
Подготовка к школе. Часть 1.
Спасибо, Тамара Степановна, с удовольствием познакомлю заинтересованных мам и бабушек с опубликованным материалом. Отправилась по ссылкам, надолго там и осталась. Спасибо, очень интересные обучающие и развивающие игры
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Я сама вместе с Мишей тоже "зависаю" на этом сайте. Не нужно лишних слов, объяснений... Ребенка привлекает яркость, условия выполнения задания.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, спасибо за знакомство с новым ресурсом:) Нужно будет внимательно изучить предлагаемые игры и упражнения.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна. Буду рада, если ресурс принесет Вам удовольствие и будет полезен в работе.
УдалитьТамара Степановна, великолепный ресурс! Огромное Вам спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, задание интересные и не только для "подготовишек", могут их выполнять и дети 6 лет.
УдалитьТамара Степановна, с интересом просмотрела предложенный ресурс. Многие варианты упражнений заинтересовали, взяла на заметку, спасибо.
ОтветитьУдалитьРада, что пост оказался полезен.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, большое спасибо за пост и ссылки на интересные игры! Добавлю в закладки.
ОтветитьУдалитьАня, здравствуйте. Я думаю, что Вашим мальчишкам будет интересно поразгадывать задания. Хотя они привыкли к более серьезным вещам.
УдалитьСпасибо! В закладки!)
ОтветитьУдалить