Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога.
Моим постоянным читателям уже известно, что у меня два внука, про которых я
часто пишу. Миша - первоклассник, у него ведущий вид деятельности –
учеба, а у младшенького (1,9 мес.) только предметно-манипулятивная.
Немного уточнения. Ведущая деятельность – это
такая деятельность человека, в ходе которой наиболее интенсивно развиваются все
психические функции: память, внимание, речь, мышление, восприятие. На каждом
возрастном этапе она своя. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) ведущая
деятельность – предметно-манипулятивная. Это значит, что ребенок лучше всего
развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась
обращаться с ними по образцу (повторяя за мамой, воспитателем) или изобретая
новые способы их использования (например, копать не лопаткой, а расческой).
Ребенок развивается тем лучше, чем больше он осваивает интересующее его
действие (путем многократных повторений) и чем больше новых способов использования
одного и того же предмета он изобретает. http://www.openclass.ru/node/495068
Как это выглядит в быту: например, Толик любит
изучать содержимое кухонных шкафов. Достает кастрюли, крышки, стучит ими,
елозит крышками по полу, чем доставляет неописуемое «удовольствие» соседям
снизу.
...а тарелочку можно носить, как шляпку...
Садясь в стульчик кушать, мама и
Толя орудуют двумя ложками. Естественно Толику дочь дает ложку пластиковую,
чтобы меньше было грохоту, т.к. он стучит по столу, исследуя стол и ложку на
крепость и прислушиваясь к звуку.
Берет тряпку и, подражая маме, водит ею по
дверце кухонного шкафчика; берет игрушечную машинку и катает ее туда-сюда без
всякого смысла и развития сюжета (его игра так же манипулятивна).
Сачком для рыбы, Толик пытался ловить паучков.
С точки зрения разумного взрослого, это
выглядит очень глупо – зачем сто раз повторять одно и то же действие, даже не
заканчивая его (после «протирания» тряпочкой это место будет гораздо грязнее,
чем до). Но именно эти однообразно повторяющиеся действия стимулируют поиск
ребенка и его мышление. Когда Миша был в таком же возрасте, он катал подолгу машинку,
туда-сюда, и о чем –то размышлял, глядя на колеса. У него все машины целые, с колесами, сломанных
нет. Видимо он понял, что за счет крутящихся колес машинка может ехать.
Чем
больше ребенок отрабатывает простых бытовых действий (копируя родителей), чем
интенсивней он исследует новый предмет, тем лучше. Заметьте, не чем больше предметов
он изучит, а чем интенсивней он изучит один предмет, то есть чем больше
действий произведет с заданным предметом. Например, игры с зонтиком, о которых я писала
в прошлом посте. Сначала мы раскрыли зонтик, затем крутили его разными
способами, исследовали ручку зонтика и шишички на конце спиц, рассмотрели кораблики на рисунке, сделали из него
карусель, прятались за ним, играя в прядки…
Малыши перенимают друг от друга и от взрослых
те или иные действия, которые впоследствии используют на практике. Хотя им
приходится ещё много раз повторять неудачные действия, прежде чем они научиться
совершать их правильно.
До недавнего времени Толик использовал
конструктор Лего, как материал для разбрасывания. Но каждый раз, наблюдая за
Мишей и папой, который помогает Мише
собирать сложные конструкции, Толик понял, что детали можно соединять друг с другом.
Пока у него это плохо получается, но главное, что он ЗНАЕТ, что из Лего можно
строить. Последний раз, когда играла с
Толиком, мы с ним построили
воротики и я показала ему, как прокатывать
в воротики машинку. Он уже знает, какие звуки издает машина, и с удовольствием рыча и бибикая, катал
машину туда и обратно. При этом я
проговаривала все выполняемые действия.
Когда мы пытались наблюдать за расцветающим цветком, Толе интереснее всего было выловить цветок и хорошенько его отжать, т.к. увидел, как я убираю из таза уже мокрые, распустившиеся цветы.
Подолгу Толик забивает пластиковые "гвоздики". Он так стучит молотком, что если попадет палец под молоток, то синяк обеспечен. Но ни разу молоток не подвел. Удары были точны.
В ходе такого сотрудничества ребёнок
одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка,
и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только
даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с
ним.
Общение с взрослым протекает как бы на фоне
практического взаимодействия с предметами. Надо всегда помнить, что даже самые
красочные и дорогие игрушки лишь ненадолго займут внимание ребенка, но ничему
его не научат без помощи взрослого.
Если родители не желают участвовать в
совместной деятельности со своим ребенком, полагая ее целиком его собственной
заботе, то рано или поздно столкнутся с такими тревожными симптомами, как
сниженная любознательность и активность, замедление темпов развития общения,
задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая
сформированность волевых процессов.
В ходе обучения предметным действиям очень
важна оценка взрослого действий ребенка, выражаемая на словах или в виде эмоций
радости, удовлетворения. У ребенка в раннем возрасте еще пока нет врожденной
потребности добиваться успеха и стремиться к правильному действию. Подобное
устремление рождается только в общении и с помощью взрослого.
Так что, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки,
воспитатели, не скупитесь на общение с малышом, играйте, разговаривайте,
побуждайте ребенка к действиям, помогите ему
достичь положительных результатов и получить массу положительных эмоций.
Изобилие игрушек в магазинах приводит к тому, что родители практически не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком. Чего у детей только нет?, а вот как с этим играть...
ОтветитьУдалитьС малышами не занималась давно (у нас дети 5-7 лет), а так интересно было почитать Ваши наблюдения да еще с жизненными примерами.
Да, Нелли, вы правы. У наших тоже игрушек - все шкафы забиты. Миша играет больше с машинками, а вот Толяхе нравится все изучать. Поэтому в ход идет все - тряпочки, бумага, ленточки, резиночки. Даже из носков я показывала театр, надев их на руку. Если и ребенок помнет, порвет, то не жалко, зато ребенку удовольствие. Мама не сильно и ними играет, домашние дела отнимают все время, да еще увлеклась печь тортики (красивые и вкусные). Вот и радуются внуки, когда бабушка приходит.
УдалитьСпасибо, Тамара Степановна, за рассказ. Очень полезен он будет и воспитателям, и родителям, да и бабушкам пригодится. Совместная деятельность взрослых и детей очень важна для обеих сторон. Часто в играх мы используем предметы-заместители, это еще больше увлекает и развивает детей. А взрослые учатся у них, и поражаются детскому воображению.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена. Мы, дошкольники, наверное всегда молоды душой, даже моложе учителей. Вертишься среди детей, шутишь, играешь и молодеешь. У нас работает воспитатель, ей уже 72 года. Так она по полтора-два месяца работает без напарника, пока та в отпуске. Когда физрук ее попросила отойти в сторону во время УГ, то она обиделась, сказав: "Что ты меня позоришь перед ребятами, я еще могу выполнять упражнения". Вот вам и пример влияния взаимоотношений с дошколятами. Порой творческие взрослые разворачивают такую игру, имея только палочку и тряпочку, что дети могут играть с ними целый день. Все зависит от желания. Будет желание, научишься творить и придумывать.
ОтветитьУдалитьПолностью с Вами согласна: главное - желание!
УдалитьПодрастают внуки, радуют бабушку! У меня Милашка тоже все ящики на кухне исследовала, а еще очень любит перекладывать вещи на бельевых полках с места на место. Когда у меня гостит внученька, все делаем вместе, сама увлекаюсь, да и ребенку от этого большая польза
ОтветитьУдалитьЭто точно, пользы много!
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Вот согласитесь, что когда мы были мамами, то со своими детьми не столько времени проводили вместе, чем когда стали бабушками. Вспоминая себя молодой и своих детей, у меня всегда не хватало времени на игры. А вот бабули с внучатами играют в любое время. Выключила все и пошла к ним. Не зря дети любят своих бабушек. А как интересно наблюдать за ними. Сегодня дочь пылесосила, а Толя взял свою игрушку, газонокосилку, чем -то похожую на пылесос, и повторял все движения за мамой. Даже поднимал ногу, и стучал по игрушке, чтобы, как мама, выключить пылесос и скрутить шнур. В садике таких милашек много, чудят каждый день. А воспитатели ни за что не хотят менять возрастную группу, уже более 20 лет работают только с детьми раннего возраста.
УдалитьНу, скажем, сачок для пауков - вообще самая подходящая в хозяйстве вещь, вы разве против?!))
ОтветитьУдалитьА тарелочка вместо шляпки? А мячик в кастрюльке? А игры в воде и тихое приговаривание, шепоточком: "Ой,ой,ой,ой..." Это дорогого стоит. Столько ребенок узнает нового, столько эмоций. Всегда говорю дочери: "Не молчи, говори с ним, рассказывай, что ты делаешь, что сначала, что потом". И результат не стал долго себя ждать. Теперь малыш, возвращаясь с прогулки домой, расстёгивает молнию на куртке, развязывает тесемки на шапочке и снимает ее САМ.
ОтветитьУдалитьУтро доброе, Тамара Степановна! Смотрела, читала и думала: "Ну что за чудо - эти бабушки!"
ОтветитьУдалитьА молотком Ваш малыш и впрямь стучит от души! Мужчина растет!
Здравствуйте, Надежда Александровна. Этот малыш совсем не похож по темпераменту на старшего внука. Шустрее, смышленнее, самостоятельнее. Смешит нас с утра до вечера. С детьми малышатами очень интересно общаться. И видны результаты общения, ведь они впитывают все, как губка.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, как же мне это на данный момент близко! Машинки, есть двумя ложками сразу, кастрюли, пылесос и куча всего-развсего! Именно важно понимать, как это необходимо для развития ребенка, он ведь идеальный экспериментатор.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна. Вот такие экспериментаторы дают бабушкам возможность реализовать себя до конца, дать все, что недодал своим детям, а если бабушка педагог, то научить папу и маму общаться с малышами, играть с ними. Это так здорово, когда тебя ждут, радуются тебе и сразу приглашают в игру или ждут что-то бабушка придумает интересное.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьЗдравствуйте, Тамара Степановна!
ОтветитьУдалитьВсе что окружает ребёнка, является мощным толчком к развитию. При умелом сопровождении, ребёнок будет все познавать. Спасибо за нужную и полезную статью.
Здравствуйте, Виктория Александровна. Вы совершенно правы. Дети, лишенные социума и взрослого, который прямо или косвенно передает свой опыт, вырастают с синдромом Маугли. Не зря ведь говорят: "Век живи, век учись"
УдалитьТамара Степановна, рада видеть Ваш блог среду участников конкурса! Желаю Вам победы!
УдалитьСпасибо, Виктория Александровна.
УдалитьЗдравствуйте, Тамара Степановна! Какой замечательный возраст сейчас у вашего внука. Возраст таких больших новых открытий каждый день. И вы ведь его тоже "открываете" каждый раз по-новому, удивляет снова и снова. Новых вам побед и свершений.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья. Спасибо за пожелание. Общаясь с малышами, ежедневно видишь их победы, а сам становишься опытнее и мудрее.
ОтветитьУдалитьЧто здесь главное - надо быть с детьми не рядом, а вместе)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Валентиновна. Спасибо, что зашли и познакомились с блогом и постом. Я с Вами согласна, дети не терпят указки, а любят, когда взрослые становятся детьми, т.е. играют с ними вместе.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Тамара Степановна! Ценные советы родителям, и играть, и разговаривать, и объяснять ребенку, как играть той или иной игрушкой!!! Стоит только один раз показать и рассказать, и все, второй раз взрослые ему не будут нужны, он прекрасно и сам справится!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна. Это точно, один раз показал и все уже в маленькой головке "записано". В перерывах между прогулками, знающего и умеющего ребенка легко занять играми, пока мама занята. Но нашего Тосика одного не оставить. Этот ищет все новые и новые "граниты науки".
ОтветитьУдалить